Для того чтобы Крыму и Севастополю начать новую жизнь, населению придётся изучить её новые правила. Поэтому тысячи госслужащих, которые десятилетиями служили иным законам, буквально возвращают в студенческие годы.
О тот, как будет проходить обучение и чему научат чиновников, АиФ.ru рассказал проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Дмитрий Буташин.
Виктория Никитина, АиФ.ru: Дмитрий Анатольевич, в связи с чем решено начать переобучение крымских чиновников?
Дмитрий Буташин: В составе органов власти Крыма — порядка 12,5 тыс. действующих государственных чиновников и 4 тыс. муниципальных служащих. Вхождение в состав РФ Крыма и Севастополя требует кардинальных изменений в нормативной базе, на основании которой чиновники осуществляют свою деятельность. Дело в том, что знания и понимания ситуации в полном объёме у них, по понятным причинам, нет и быть не может. В связи с этим академии было поручено подготовить предложения и начать соответствующий процесс обучения чиновников.
Важный момент: законом предусмотрено, что чиновники, которые на сегодняшний день исполняют свои функции, обладают преимущественным правом принятия на госслужбу. Но при условии сдачи ими экзаменов на знание основ российского законодательства. Всё это и привело к решениям о том, что должно быть проведено такое обучение.
— Когда начнётся обучение?
— Первый семинар уже прошёл. В нём приняли участие порядка 270 чиновников высшего уровня и местного самоуправления. Второй этап должен начаться уже в ближайшее время.
Первая группа чиновников обучалась по программе «Государственное и муниципальное управление» и «Антикоррупционная политика». Им преподавали знание основ российского законодательства. Это краткосрочные программы по 18 часов, которые должны обеспечить возможность подготовки чиновников для сдачи экзаменов. На следующем этапе предусмотрена уже программа повышения квалификации. Обучение будет проходить по разным направлениям — отдельно для финансистов, имущественников, кадровиков и проч.
На что я бы обратил внимание. В первую очередь, разговор идёт о государственных служащих, и немного выпадают из поля зрения муниципалы. Есть опасность, что они не в полном объёме будут обучены, а ведь именно они ведут непосредственное общение с населением. Поэтому очень хочется надеяться на то, что они будут учтены в документах, которые будут регламентировать кадровую переподготовку.
— Как будет проходить сам процесс — будут ли обучать в Москве или на местах?
— Конечно, такое большое количество чиновников отправлять в Москву крайне проблематично и финансово нереально. Поэтому обучение будет организовано на территории Крыма. Поедут наши преподаватели и эксперты. Обучать будут не только местных чиновников, но и местных преподавателей. В процессе будут заняты и образовательные центры Федеральной налоговой службы, углубленную подготовку специалистов-отраслевиков будут осуществлять профильные ведомства и ведомственные вузы.
Некоторые думают, что процесс обучения идёт чуть ли с букваря. Конечно, это не так. Госслужащие — это всё-таки люди, имеющие большой практический опыт. Поэтому для них более важно узнать о практике применения законов, о лучшем опыте реализации тех или иных полномочий. То есть это будет продвинутое обучение для взрослых людей. Все нормативные акты и лучшие практики им будут предоставлены в электронном виде, в дистанционном формате.
Программа краткосрочного повышения квалификации — массового обучения для введения в основы законодательства и предметные сферы, рассчитана на текущий год. А планы на 2015 и последующие годы пока только формируются. Могу только сказать, что процесс повышения квалификации планируется проводить на постоянной основе.
— Наверняка нелегко всё это организовать. Какие проблемы стоят сейчас перед вами?
— Прежде всего — это разная бюджетная система и, соответственно, принципы бюджетирования. Управленцев беспокоят процедуры формирования бюджета, утверждения, согласования и его исполнения. Затем идут вопросы административно-территориального деления и вопросы урегулирования взаимодействия различных уровней власти — что относится к компетенции субъекта Федерации, а что — к компетенциям муниципалитетов. Основная проблематика заключается в разной нормативной базе и практике применения. Это первое.
Второе — это, конечно, существенное отличие уровня социально-экономического развития. На Украине он был намного ниже, чем в РФ. Поэтому и проблемы интеграции Крыма, они как бы зеркальны. Понятно, что там была другая система социальных гарантий, выплат, оплаты труда.
Что ещё надо учесть? На сегодняшний день все федеральные органы исполнительной власти занимаются формированием профильных структур в Крыму. При этом на начальном этапе, видимо, вопросов межведомственного взаимодействия и разногласий станет больше (к примеру, у нас указания Минфина и ФНС нередко противоречат друг другу, – В.Н.). На их согласование просто нужно время.
— Обучение чиновников — процесс понятный, но Крым — это же большой регион, теперь ставший Россией, это большая инфраструктура. Будет ли проводиться аудит всей хозяйственной системы?
— Конечно, аудит каждое ведомство должно будет проводить по своему направлению. Потому что, опять же, были разные подходы, разные принципы организации управления. И всё это необходимо приводить в соответствие с действующим законодательством. Должен быть и кадровый аудит (достаточности или избыточности кадров). Предстоит большая работа. Но не столько в формате надзорного органа, сколько в формате консалтинговой деятельности.