Хочешь в ЕС — вводи санкции. Предаст ли Сербия РФ ради членства в Евросоюзе

Не успело утихнуть обсуждение рассмотрения Евросоюзом возможности смягчения антироссийских санкций, как сразу после встречи послов ЕС Брюссель призвал Сербию обдумать вопрос о введении санкций в отношении России. Мотивировка была при этом традиционной — «настойчивая просьба» вкупе со спекуляцией потенциальным членством Сербской Республики в Европейском союзе. Как заявил кандидат на должность еврокомиссара по европейской политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан, если Сербия хочет войти в ЕС, она должна обдумать своё решение об отказе от антироссийских санкций.

   
   

«Если Белград желает продвижения к членству в ЕС, он должен послать правильный сигнал в вопросе санкций против РФ», — приводит слова Хана ИТАР-ТАСС.

Хорошие отношения с Россией или евроинтеграция?

Вообще, Брюссель уже не первый раз требует от Сербии введения санкций в отношении России, однако сербские лидеры отказываются портить отношения с Москвой. Глава сербского МИД Ивица Дачич дал ясно понять, что его страна не собирается ссориться с Россией.

«С самого начала мы чётко объяснили, что на нашем пути в ЕС мы не будем портить хорошие отношения с Россией», — говорил ранее Дачич.

Президент страны Томислав Николич на встрече с замминистра иностранных дел РФ Алексеем Мешковым заявил, что Белград хоть и поддерживает территориальную целостность Украины, но всё равно не будет участвовать ни в каких санкциях против России. Тогда Николич похвастался «отличными отношениями» между РФ и Сербией и выразил надежду на расширение сотрудничества в области экономики.

Сейчас у Сербии нет стимулов, чтобы жертвовать исторически хорошими отношениями с Россией, чтобы ей потом сказали «вы молодцы, но мы все равно вас в ближайшее время не примем»

Но может ли Белград «прогнуться» под Брюссель, который уже вовсю намекает на зависимость членства Сербии в ЕС от антироссийских санкций? Вице-президенту «Центра политических технологий» Алексею Макаркину такой вариант развития событий видится сомнительным. «Сейчас это вряд ли произойдёт, потому что сами представители Евросоюза говорят, что в ближайшее время расширения санкций не намечается. На ближайшие несколько лет у Сербии есть европейские перспективы, но они всё-таки рассчитаны на относительно отдалённое время (согласно дорожной карте по вступлению в ЕС, Сербия должна пополнить ряды стран-членов Евросоюза в 2020 году — прим. ред.). Поэтому сейчас у Сербии нет стимулов, чтобы жертвовать исторически хорошими отношениями с Россией, чтобы ей потом сказали: „Вы молодцы, но мы всё равно вас в ближайшее время не примем. Старайтесь дальше, может, мы вас когда-нибудь и возьмём“», — рассказал Макаркин корреспонденту АиФ.ru.

Вполне возможно, что сербские руководители будут следовать указаниям еврочиновников, точно так же, как это делает Болгария и Румыния. Не стоит ожидать резкого самостоятельного выступления Сербии
   
   

В свою очередь, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов настроен более скептически по поводу позиции Белграда. «Сербия была жестоко унижена и серьёзно ослаблена. В последние 15 лет она так и не вышла на самостоятельную позицию в европейской политике. И вполне возможно, что сербские руководители будут следовать указаниям еврочиновников точно так же, как это делают Болгария и Румыния. Не стоит ожидать резкого самостоятельного выступления Сербии», — предупреждает Колташов.

Впрочем, эксперт не исключает, что сербские власти остерегутся портить отношения с Россией, опасаясь в первую очередь реакции общества. «Россия не является угрозой для сербов. Единственное, что может вызвать недовольство сербского общества, — оно не захочет нести экономические потери, нести тяготы от участия в войне санкций», — пояснил Колташов АиФ.ru.

Кстати, Евросоюз оказывал давление на Белград и после того, как РФ ввела годовое эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции из Западных стран, поддержавших антироссийские санкции. Брюссель требовал от Сербии не наращивать экспорт в РФ на время действия «аккуратных санкций». На претензии европейских чиновников глава сербского правительства Александр Вучич ответил, что от экспорта продукции в Россию Белград отказываться не намерен, чтобы не нарушать интересы национальных производителей.

«Нас никто не спрашивал ни когда вводили санкции против России, ни когда она ответила тем же. Наша самая большая проблема в том, что мы не производим достаточно для собственных потребностей. Вот мы и стремимся поднять производство, и это никак не связано с Россией», — говорил ранее Вучич.

По подсчётам министра финансов Сербии Душана Вуйовича, за счёт ответных санкций России в отношении западной сельхозпродукции Белград может почти вдвое увеличить экспорт своей продукции — со 170 млн долларов до 300 млн долларов.

«Сербия пока не является полноценным членом ЕС. Для Сербии ввести санкции против России было бы экономическим самоубийством. Мы на 100 % зависим от российской энергии», — утверждал Дачич.

Бесконечные санкции

Возвращаясь к вопросу возможной отмены антироссийских санкций, до которой так и не договорились послы ЕС, хочется отметить, что Брюссель как-то быстро заговорил о смягчении ограничений. По мнению Колташова, таким образом Евросоюз пытается внести нестабильность в экономику РФ. Эксперты неоднократно заявляли, что долговременные санкции и долговременные ответные санкции приведут к благоприятным изменениям в нашей экономической политике, в том числе в вопросе импортозамещения.

«А если санкции — это что-то кратковременное, незначительная политическая игра: то они вводятся, то отменяются, — вот это для нашей экономики плохо, и это плохо потому, что постоянно вносится нестабильность. Европейские чиновники, будучи настроены на то, чтобы давить на РФ, заинтересованы в том, чтобы вносить в российскую экономику, бизнес-среду ощущение того, что ситуация с санкциями может быть разрешена, тогда как само принятие санкций было демонстрацией враждебности, на которую можно ответить неотменяемыми санкциями и изменением внешней политики и внутренней экономической политики. <…> Нельзя ударить человека по носу, а потом сказать, что мы не будем наносить удар и, может быть, даже отменим первый, и мы останемся добрыми друзьями. Так могут делать деревенские алкоголики, но не могут вести себя государства», — уверен Колташов.

Эксперт напоминает, что долгие годы российские власти старались выстроить тёплые отношения с Евросоюзом. Взять те же переговоры по введению безвизового режима между РФ и ЕС. Москва реально пыталась договориться с Брюсселем, но Брюссель то отказывался вести переговоры, то откладывал их на неопределённый срок, то приводил какие-то мифические поводы, почему он не может отменить визы для РФ.

«Они утверждали, что якобы к ним ворвётся вся Средняя Азия, хотя у них по акватории может вся Африка приплыть, и это гораздо легче сделать, чем пересечь российскую границу мигрантам из Азии. <…> Период поиска дружбы с Евросоюзом закончился, и он не может быть восстановлен, даже если РФ крепко увязнет в переговорах об отмене санкций», — резюмирует Колташов.