Премьер в восхищении
Историческое для российского авиастроения событие произошло 8 июня в Иркутске. На Иркутском авиазаводе состоялась выкатка нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
В презентации авилайнера принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев.
«Круто, что тут можно сказать!», — восхищенно заявил глава правительства, когда первый МС-21 предстал перед глазами публики, собравшейся на официальное мероприятие.
«Новые проекты в авиастроении, по понятным причинам, дело совсем недешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется „высшая лига“. И мы ни в коем случае не должны из этой „высшей лиги“ исчезнуть», — приводит слова Медведева ТАСС.
«Мы сегодня впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет 21 века, и мы очень гордимся тем, что он создан нашим авиастроением», — продолжил премьер, — «Это огромная победа авиастроителей корпорации „Иркут“, наших ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Вашими руками при определенной поддержке государства создается современное российское авиастроение, которое поддерживает нашу страну, нашу экономику».
Первый полет ожидается в декабре 2016-го
«Теперь начинается комплекс испытаний — в ЦАГИ в Жуковском и здесь — над Байкалом. Первый вылет — по технической готовности», — написал на своей странице в Facebook вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Президент компании-разработчика МС-21 — корпорации «Иркут» — Олег Демченко в ходе презентации самолета отметил, что несколько лет назад было решено сделать самолет, который займет достойное место на мировом авиарынке. Демченко выразил уверенность, что МС-21 будет лучшим в своем классе.
Первый полет МС-21-300 запланирован на декабрь 2016 — февраль 2017 года. Получение отечественного сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов ожидается в конце 2018 года.
В настоящее время корпорация «Иркут» сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. Среди первых заказчиков новинки российского авиастроения компания «Аэрофлот», а также «Азербайджанские авиалинии».
В перспективе производители рассчитывают на то, что заказы на МС-21 будут исчисляться тысячами, поскольку, как заявлено, лайнер значительно превосходит другие аналоги в своем семействе.
Победитель тендера 2002 года
МС-21 — это первый ближне-среднемагистральный самолет, разработанный в России в постсоветский период. Как и подавляющее большинство современных отечественных новинок, этот проект имеет очень непростую историю.
В 2002 году в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта. На тендер были представлены три проекта: Ил-214 (ОКБ Ильюшина), Ту-234 (ОКБ Туполева) и МС-21 (Совместный проект ОАО «Иркут» и ОКБ Яковлева). В основе проекта МС-21 лежала модель самолета Як-242, разработанная в ОКБ Яковлева еще в 1993 году, и представлявшая собой глубоко модернизированную модель самолета Як-42, эксплуатация которого началась еще в 1980 году.
Нужно заметить, что модель Як-42 была последним реализованным проектом гражданского самолета ОКБ Яковлева, и к моменту тендера, в отличие от своих конкурентов, «фирма Яковлева» имела 20-летнюю «творческую паузу».
Тем не менее, победителем тендера и обладателем 150 миллионов долларов из госбюджета стал именно проект МС-21.
В последующие годы в МС-21 были внесены существенные изменения — к ним приложило руку ОКБ Ильюшина, которое, однако, затем покинуло проект.
Самолет МС-21 (Магистральный самолет 21-го века), по задумке разработчиков, должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь, Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и «Боинг-737». МС-21 в различных модификациях вместе с лайнером «Sukhoi Superjet-100» в перспективе должен составить до 80 процентов всего парка самолетов гражданской авиации России.
Контракты на МС-21 принимаются с 2010 года
Очень долго шла борьба концепций — создавать ли максимально отечественный самолет с российскими двигателями, либо отдать предпочтение кооперации со странами дальнего зарубежья.
В итоге к практической реализации проекта перешли лишь к концу первого десятилетия XXI века.
Первые контракты на поставку МС-21 стали заключаться еще в 2010 году со сроками поставки в 2016-2020 годах.
Летом 2013 года вице-президент компании «Иркут» по маркетингу и продажам Кирилл Будаев заявлял, что фирма рассчитывает выпустить примерно 1080 самолетов МС-21 до 2035 года.
В начале 2014 года на Иркутском авиазаводе началось изготовление первых трех самолетов МС-21, предназначенных для статических и летных испытаний. Машины представляют собой базовую модель МС-21-300. 31 июля 2014 года пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила о завершении первого этапа испытаний крупномасштабной модели самолета МС-21.
Летом 2014 года сайт корпорации «Иркут» бодро сообщал, что первый опытный полет МС-21 по плану должен состояться в 2014 году, а в 2016 году лайнер будет принят в эксплуатацию.
Сайт Объединенной авиастроительной корпорации в том же 2014 году сообщал, что сертификация и начало эксплуатации авиалайнера намечено на 2016 год. При этом первый серийный МС-21 по плану должен был быть выпущен в 2017 году.
Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, посещая осенью 2013 года Иркутский авиазавод, сообщил, что первый опытный образец МС-21 сойдет с конвейера летом 2015 года. По тогдашним словам вице-премьера, летные испытания МС-21 должны были пройти в 2015-2016 годах. Начало серийного производства Рогозин сдвинул на 2020 год.
Тогда же, кстати, Рогозин заявлял, что в серийное производство лайнер пойдет под именем Як-242. Но теперь, судя по всему, от этой идеи отказались, и МС-21 сохранит нынешнее имя.
Движемся вперед. Но очень медленно
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявлял, что общий объем инвестиций в программу создания МС-21 составляет около 100 миллиардов рублей, из которых 80 процентов средства государства, а 20 процентов — средства корпорации.
То, что МС-21, наконец, официально представлен в виде опытного образца — это, безусловно, здорово. Потому что любое движение вперед лучше, чем топтание на месте или полная деградация. Любителям поиронизировать следует посмотреть на соседей с Украины, где глава государства на полном серьезе заявляет как о победе украинского авиапрома о полете единственного экземпляра построенного еще в Советского Союзе самолета Ан-225 «Мрия».
Но и впадать в эйфорию тоже не стоит. Очевидно, что темпы осуществления проекта МС-21 не идут ни в какое сравнение с теми, что были во времена СССР.
Разработка Ту-154, на смену которому должен прийти МС-21, началась в 1963 году, а первый полет новый лайнер совершил в 1968 году. Серийное производство самолета началось в 1970 году, а первый регулярный рейс с пассажирами состоялся в феврале 1972 года.
У нас, конечно, нынче не проклятый «совок» с его плановой экономикой, где за срывы сроков производства авиатехники люди лишались должностей и партбилетов, а в более суровые времена и головы. Но все-таки хочется пожелать, чтобы темпы движения вперед в отечественном авиапроме росли. Иначе угнаться за научно-техническим прогрессом не получится.
Sukhoi Superjet 100: потихоньку строят, потихоньку летают
Что касается первой новинки российского гражданского авиапрома ближнемагистрального лайнера Sukhoi Superjet 100, то его производство и эксплуатация продолжается. К настоящему времени 105 самолетов, из которых 86 переданы заказчикам. Из этих 86 самолетов 79 в настоящее время находятся в эксплуатации. Больше всего «СухихСуперджетов» летает в «Аэрофлоте» (27 самолетов) и мексиканской компании Interjet (21 самолет).
Тут, правда, лучше не вспоминать о том, что согласно производственной программе ОАК 2007 года, до 2013 года планировалось выпустить 236 самолётов SSJ100.
Но, опять-таки, повторим: любое движение вперед есть благо.
И все-таки выразим надежду, что проект МС-21 с 8 июня 2016 года станет двигаться вперед значительно быстрее, а слово «Круто» по отношению к нему не будет выглядеть щедрым авансом на будущее.