Удачная композиция. Как грамотно построить кадр

Фото 3. © / Сергей Светлов / Из личного архива

​Знаменитый скульптор Средневековья Микеланджело Буонарроти на вопрос, как ему удаётся создавать свои шедевры, однажды ответил: «Я беру кусок мрамора и отсекаю всё лишнее».

   
   

Законы гармонии универсальны, поэтому оригинальным правилом Микеланджело по сей день успешно пользуются не только скульпторы, но и художники, и фотографы. Однако начинающие фотолюбители часто пренебрегают принципом «отсекать лишнее» и нажимают на затвор, едва увидев то, что привлекло их внимание.

Фото 1: Сергей Светлов

Фото 1 – это типичный образец такого подхода к композиции кадра. На нём мы видим лимонарий с плодоносящими деревьями. Почти половину площади снимка занимают невыразительного вида побеги, а также металлические конструкции теплицы. Это и есть то «лишнее», что нужно «отсечь» при построении кадра. Такая манипуляция была выполнена после съёмки в графическом редакторе, результат показан на фото 2. Информативность снимка ничуть не уменьшилась – мы всё так же видим лимонарий, устроенный в зимней теплице, части взрослых растений и все без исключения плоды, которые были на изначальном снимке.

Столь расточительное использование площади снимка, конечно же, нежелательно. Чтобы фото 1 не нуждалось в редактировании, достаточно было подойти на 1–2 шага и зафиксировать только наиболее интересные объекты (в данном случае созревающие плоды лимонов).

Фото 2: Сергей Светлов

Вообще же правильно скомпонованный снимок не нуждается в каких-либо дополнительных пояснениях, например – «вон там, в дальнем углу, растут очень интересные растения». Правило «отсекаем лишнее» позволяет направить внимание зрителя на важный для фотографа объект и, по возможности, «рассказать» о ситуации, которая была во время съёмки. Например, рассмотрим фото 3. Любой зритель сразу же понимает, что это какая-то сельскохозяйственная выставка (на заднем плане видны выставочные стенды и посетители). В центре – экспериментальная модель трактора отечественного производства, который работает на сжиженном газе (о чём говорят соответствующие надписи). Изюминка снимка в том, что экспонат установлен посреди рукотворного поля пшеницы и рапса, сооружённого в павильоне. Информативно и оригинально.

Смотрите также: