В СССР мотоцикл или мопед были средством передвижения для молодёжи или для тех, кто не мог купить машину. В бурные 90-е и неустойчивые 2000-е, когда изделия советского автопрома уже были редкостью, а зарубежные двухколёсные средства передвижения – роскошью, о них не вспоминали. И вот в наши дни обилие доступной мототехники и наличие «лишних» денег спровоцировали массовое появление мотоциклов и скутеров на дорогах.
Участники движения
Кстати | |
---|---|
Владельцами одного из самых популярных тяжелых эндуро (объём 1170 см³, мощность 110 л. с., максимальная скорость более 200 км/ч), по статистике, являются мужчины в возрасте старше 45 лет. Они предпочитают эту технику в первую очередь из-за надёжности, во-вторую – из-за безопасности. |
Автомобилистов также можно разделить на несколько категорий, с точки зрения мотоциклиста. Первая – те, кто соблюдают правила, смотрят в зеркала, включают поворотники и пропускают мотоциклы в пробках. Причём делают это спокойно, осознанно и всегда. Вторые – ПДД особо не нарушают, но и не всегда соблюдают, особенно в отношении таких мелочей, как указатели поворотов. Среди них могут быть просто непрофессионалы, «подснежники» или новички. И третьи – агрессивные лихачи, люди, которые всё время что-то доказывают, не только словами, но и действиями.
И вот ещё такой момент. После прочтения «сводки с полей боя» стало ясно, что зачастую неадекватные участники дорожных конфликтов имеют или «красивые» номера, или не менее «красивую» работу в госорганах. По сути, это те, кому не достались мигалки, а быть королём на дороге хочется. Вот и демонстрируют своё превосходство при каждом удобном случае, на машинах и мотоциклах.
Почему мотоциклисты ездят между рядов
Столь нелюбимая водителями автомобилей манера вождения мотоцикла между рядами – общемировая практика. Во-первых, в условиях большого города возможность таким образом преодолевать пробки является главным преимуществом двухколёсной техники. А во-вторых, так… безопаснее. Да-да, именно двигаясь по краю полосы, мотоцикл заметней всего для большинства участников движения. Его не скрывают фургоны и фуры и просто высокие внедорожники. Его будет видно при большинстве манёвров – обгонов и перестроений.
Из отчёта Центра безопасности движения, США | |
---|---|
При столкновениях с другими транспортными средствами причина столкновения в 23 % случаев – игнорирование водителем другого транспортного средства права мотоциклиста на проезд. Типичная конфигурация аварии – внезапный левый поворот автомобиля перед движущимся мотоциклом. Средняя предаварийная скорость – 45 км/ч. Средняя аварийная скорость – 30 км/ч. В одном случае из тысячи аварийная скорость – 130 км/ч. |
Ещё один повод – это просматриваемость дорожного покрытия в плотном потоке. Колодезные люки, крупный мусор и масляные пятна – не помеха для автомобиля, но для мотоцикла они могут стать причиной падения. Обычно машина пропускает препятствие между колёс, и если мотоциклист едет за ней, то замечает помеху в последний момент и не всегда может уклониться. Между рядами дорогу видно за несколько метров вперёд.
Опыт других стран
Конфликтные ситуации между мотоциклистами и водителями не являются особенностью только нашей страны. В одном из самых популярных изданий «Дорожная стратегия» для мотоциклистов американец Дэвид Л. Хафф упоминает о возможности неадекватного поведения по отношению к мотоциклистам со стороны некоторых водителей. Сюжет культового фильма «Беспечный ездок» буквально построен на необоснованной ненависти к людям, передвигающимся на мотоциклах.
Для того чтобы снизить возможные негативные последствия, во многих странах к мотоциклистам относятся более внимательно. Пилотов готовят к управлению мотоциклом начиная с самых маленьких кубатур (125 см³) и постепенно, с прибавкой стажа, дают права на управление более мощными моделями. С одной стороны, человек приноравливается к управлению и в случае чрезвычайной ситуации наносит меньший вред и себе, и окружающим, с другой – взрослеет и «трезвеет». В большинстве стран мотоциклам разрешено ездить по полосам для общественного транспорта, а перед стоп-линиями светофоров есть специальная зона для двухколёсного транспорта, который выстраивается перед автомобилями.
Взаимные провокации
Остроту отношений между водителями и мотоциклистами можно понять, почитав комментарии на форумах, особенно после выложенных записей с видеорегистраторов об авариях. Вот лишь несколько цитат:
Авто
«…особенно в пробке стоишь и тут вжиуууууу и мотоциклист уносится в точку на горизонте, и думаешь, хорошо что я не стал перестраиваться…»
«Мотоциклисты бывают дисциплинированные? Угу, и по городу именно что «ходят», и скорости не превышают».
Мото
«…протест против водятлов которые в зеркала не смотрят. По междурядью едешь только ради того чтобы купившие права тебя заметил как можно раньше!»
«Вычитал в инете что мазда ломанула его (испугала в общем), выехала с крайнего правого ряда. Парень не справился с управлением немного, зацепил оградку и пошёл расколбас».
Справка | |
---|---|
По данным статистики аварийности ГИБДД, в 2012 году в России было зафиксировано 10 450 ДТП с участием мотоциклистов. В них погибли 1134 человека, ещё 9316 – получили тяжёлые травмы. При этом причиной трагических происшествий нередко становится небрежность водителей автомобилей, которые производят манёвры на дороге, не убедившись в их безопасности и не предупреждая сигналом поворотника других участников движения. |
К сожалению, люди склонны запоминать плохое, и поэтому из-за одного лихача все мотоциклисты попадают в категорию сумасшедших и опасных. Так думают не только автолюбители, но и другие мотоциклисты. Но не менее неадекватными могут быть и водители…
Человек, пересаживающийся на мотоцикл, изначально обрекает себя на жизнь во враждебном мире, правила которого созданы для автомобилистов. Единственное преимущество, которое у него есть – малые габаритные размеры, и он этим пользуется. При этом мотоциклисту нужно просчитывать ситуацию гораздо более тщательно. На двухколёсный транспорт действует гораздо большее количество факторов, он «незаметен» на дороге, да и последствия ДТП с участием мотоциклистов обычно более тяжёлые. Ведь внутри автомобиля сидящих защищает его кузов, в то время как мотоциклист абсолютно беззащитен. Выезжая на дорогу, мотоциклист попадает в мир, где всех можно условно считать «потенциальными источниками опасности»: все движущиеся и неподвижные объекты, вне зависимости от их размера.
Какими бы транспортными средствами ни управляли участники движения, если они будут соблюдать правила дорожного движения и уважительно относиться друг к другу, конфликтных ситуаций будет меньше, и меньше поводов ненавидеть друг друга.
Смотрите также:
- Прокатиться с ветерком. Как на мотоцикле и велосипеде выжить в городе? →
- ПДД для детей. Как изменить подготовку водителей? →
- Снова лезут в кошельки? →