Шлем - всему голова!
Сколько сегодня на дорогах России двухколёсного транспорта, оценить сложно - скутеры и велосипеды вообще никто не ставит на учёт. Зато статистика ДТП с ними пугающе точная. Так, в 2015 г. произошло 5609 ДТП с мотоциклистами, в которых погибли 803, было ранено 6068 человек. И это при том, что мы говорим о сезонном транспорте. С велосипедистами дело обстоит не лучше: 5454 ДТП с пострадавшими, 421 человек погиб. Часто водители машин совершают наезды на велосипедистов - 5094 случая (3% от всех ДТП в 2015 г.), а это косвенно свидетельствует не только о неосторожности самих поклонников велопрогулок, но и о неподготовленности других водителей к появлению велосипедиста около авто. Что лишний раз подтверждает: все участники движения должны научиться делить дорогу, видеть и понимать друг друга.
«Вело- и мотобезопасность является общемировой проблемой, поскольку и велосипедисты, и мотоциклисты относятся к категории уязвимых участников дорожного движения. В мировой статистике, по данным ВОЗ, на их долю приходится 28% смертельных случаев в результате ДТП. Анализ имеющихся статистических данных позволяет говорить о том, что нами за последние 10 лет были достигнуты значительные успехи в области как вело-, так и мотобезопасности. Количество погибших по вине мотоциклистов с 2006 по 2015 г. сократилось на 56,1%. Количество погибших велосипедистов снизилось за этот же период на 34,5%, - говорит Владимир Кузин, замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД. - Большое значение для дальнейшего сокращения числа аварийных ситуаций имеет координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, администраций муниципальных образований, органов управления Госавтоинспекции на федеральном и региональном уровнях, общественности и СМИ».
Мировой опыт показывает, что чёткое регламентирование и строжайшее соблюдение правил уменьшают печальную статистику. Так, во многих странах Европы были введены правила, ограничивающие скорость движения и мощность двигателей мопедов и мотоциклов. Весьма эффективным оказалось ограничение мощности двигателя для начинающих водителей - в 80-е гг. в Великобритании это привело к снижению на 25% числа несчастных случаев на дорогах среди молодых мотоциклистов. А в Австралии, например, можно получить штраф, если без лицензии возишь на своём байке пассажира. Наказание будет более суровое, если он без шлема.
Кстати, обязательное использование шлемов и прочей защиты - часть социальной кампании, которую провели Госавтоинспекция РФ совместно с экспертным центром «Движение без опасности». Например, акция «Шлем - всему голова» оказалась очень популярна у молодёжи. Только представьте, за участие в конкурсе «Протюнингуй свой шлем» (надо было разрисовать или украсить его подручными средствами) победитель получил скутер!
Министры-байкеры за безопасность
Сегодня популяризация шлемов - один из важнейших шагов к снижению травматизма не только мотоциклистов, но и велосипедистов. Другое дело, что из-за высоких скоростей байкеры гораздо чаще получают опасные увечья в ДТП. Травмы головы у пользователей двухколёсных транспортных средств - главная причина смерти (75%) и болезней после ДТП.
Но главное, конечно, для мотоциклистов - соблюдать элементарные правила, чтобы вовсе избежать ДТП. Самый большой грех байкеров - езда между рядами, да ещё и на немалой скорости. Также они любят проскочить на красный, выскочить на встречку и т. д. Самое опасное заблуждение водителей двухколёсного транспорта - мол, им пьяными ездить можно в отличие от автомобилистов. На самом деле, если камеры не фиксируют их художества между рядами (так как номера у мотоциклов сзади), это не значит, что закон их не замечает. Наказания за нарушения ПДД применяются как по отношению к автомобилистам, так и по отношению к мотоциклистам. Правда, в КоАП есть несколько статей и персонально для них. Например, за езду без шлема - штраф 1 тыс. руб.
С технической точки зрения мотоцикл не опаснее любого другого вида транспорта. Реальные опасности для его водителя - неверный выбор скоростного режима, завышенная оценка собственных возможностей, неверная оценка сцепных свойств асфальта. «Я стараюсь быть очень аккуратным, подходить к этому увлечению профессионально и с учётом требований безопасности. Сажусь на байк только в специально отведённых местах - на мототреке», - признался Михаил Абызов, министр по вопросам «Открытого правительства». В правительстве вообще много байкеров: вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр энергетики Александр Новак, глава Минфина Антон Силуанов. Министры даже иногда собираются покататься вместе. И все они единодушны: главное - безопасность и соблюдение ПДД. Например, министр финансов осуществил свою давнюю мечту детства сесть на мотоцикл относительно недавно, когда водительский стаж у него уже был солидный. «Сначала решил получить права категории А - думал, это минутное дело, так как всю жизнь за рулём, - признался Антон Силуанов журналистам. - Права мне сразу не дали, сказали, что на категорию А надо учиться. Я брал уроки, и это абсолютно правильно, потому что сесть на мотоцикл без подготовки - большой риск».
Да, в 2013 г. в РФ появились новые категории и подкатегории управления транспортными средствами. Вместо одной мотоциклетной категории их стало три: М (мопеды, скутеры до 50 куб. см), А1 (лёгкие мотоциклы с объёмом до 125 куб. см) и А (любые мотоциклы). Помимо этого изменились и правила обучения в автошколах. Но все эксперты в один голос говорят, что безопасность напрямую зависит от качества обучения мотоциклистов, которое, увы, оставляет желать лучшего. В автошколах вопросам безопасности байкеров уделяется очень мало времени, а специализированных школ для мототранспорта почти нет, особенно в регионах.
Получил права - крути педали?
Но если мотоциклист должен получить права, то велосипедист просто отправляется в путь без всяких ограничений. Не только исправность тормозов и наличие звукового сигнала - залог безопасности. Чаще всего причина ДТП с ними - это незнание или несоблюдение Правил дорожного движения. Выучить лишь одну главу ПДД, посвящённую велосипедистам, недостаточно: знание дорожных знаков, разметки и специальных элементов дороги обязательно для велосипедистов. Их действия не должны быть неожиданными для других водителей, он обязан предупреждать о намерении сманеврировать заранее - с помощью сигналов поворота, установленных на велосипеде, или посредством условных знаков рукой.
Кстати, недавно столичные студенты подняли вопрос о необходимости получать права велосипедистам. В СССР (до 1970‑х гг.) велосипеды подвергались обязательной регистрации, имели номерные знаки и получали специальное удостоверение. В некоторых странах Европы, где велосипед давно используется чуть ли не наравне с автомобилем, наличие водительского удостоверения тоже является обычной практикой. А, например, в Польше велосипедист, в чьей крови обнаружен алкоголь, понесёт такое же наказание, как и автолюбитель.
«Велосипедная инфраструктура развивается, а значительную долю тех, кто ездит за рулём двухколёсного транспорта, составляют молодые и неопытные люди. Специальное удостоверение и базовая школа были бы актуальны, - считает Наталья Агре, президент «Движения без опасности». - Важно, чтобы эта школа являлась не формальностью, а целым этапом обучения, начиная буквально с детского сада, когда ребёнку рассказывают о главных опасностях, надевают на него шлем и другую защиту, и заканчивая обычной школой, куда многие дети ездят на велосипеде. На данный момент среди них крайне мало тех, кто имеет даже приблизительное представление о том, как нужно вести себя на дороге и чем это может закончиться».
Водители автомобилей тоже должны быть готовы к тому, что на дороге весной и летом появляются новые участники движения. Взаимная вежливость, соблюдение ПДД и обучение навыкам безопасной езды, независимо от того, на чём вы передвигаетесь - на автомобиле, мотоцикле или велосипеде, - это залог безаварийной дороги.