Примерное время чтения: 20 минут
746

И пар отечества нам сладок и приятен

Прощай немытая Россия?

В России парфюмерия начала развиваться довольно поздно, в промышленном масштабе — лишь в XIX веке. На Западе этот бизнес имеет значительно более древние корни. Но причина такого интересного факта вовсе не играет на имидж просвещенной Европе, как раз напротив. Массовое производство душистых веществ и ароматических средств там было связанно с тем, что в средневековых европейских странах было, простите за вульгарность, не принято мыться. Люди там не принимали ванну и не посещали баню месяцами, а неприятный запах перебивали с помощью сильных духов и ароматических вод, которые позже стали называть «одеколонами» (фр. Eau De Cologne «Кёльнская вода»). Как следствие: чем более знатным и богатым был человек, тем более «крепкие» и дорогие духи он мог купить, тем дольше он мог не мыться, и тем дольше он именно и не мылся. Поэтому, обвинение России в «немытости», по крайней мере со стороны Европы, выглядит, как минимум странным.

Напротив, достаточно вспомнить древнейший из дошедших до нас, датированный еще XII веком, летописный свод «Повесть временных лет» для того, чтобы понять, что именно для россиянина всегда было непреходящей ценностью. В самом начале «повести» Апостол Андрей, проходя по Волге и Днепру путь «из варяг в греки», посещает, с целью обращения язычников в христианство, славянские земли, и благословляет холм, на котором позже будет основан Киев. Вернувшись в Рим, он рассказывает о том, что его больше всего поразило в путешествии: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

О пристрастии русских к бане, как к странному чудачеству, говорили и посещавшие Русь европейские путешественники. Английский дипломат Джильс Флетчер в своем знаменитом описании Московского государства в XVI столетии писал: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз». Ему вторил Чарльз Карлейл в своем «Описании Московии»: «Наконец Москвитяне имеют общее средство ... для сохранения здоровья и излечения болезней — употребление бани. ... Чтобы предупредить болезнь или излечить ее, они часто ходят в баню, откуда и происходит, что нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней. ... Не всегда дозволялось им [московитянам] быть в самой церкви. Если не были они накануне в бане, то должны были стоять у входа. ... Говоря об обряде бракосочетания замечу, что кроме тех церемоний, которые совершаются в церкви, есть еще так много смешного и глупого, что я нахожу нужным об этом умолчать. Скажу только, после первого общения (premier соngres) необходимо, чтобы новобрачные отправились для очищения в баню».

Конечно, свои виды бани были и у других народов. «Сауны» у финов, «термы» у римлян, серные бани — у турков. Строили их и в Китае, и в Японии, и в той же Европе, но нигде банные традиции не проникали в жизнь людей так глубоко, как у нас. Да что говорить о древности, если даже сейчас главный и один из самых любимых фильмов россиян, показываемый ежегодно на Новый год, «Ирония судьбы» имеет вполне отчетливое банное второе название «С легким паром», и завязывается на том, что «У нас с друзьями есть традиция. Мы каждый год, 31-го декабря ходим в баню». Фильм переведен на многие языки, но мало кто из иностранцев понимает тонкий юмор, заложенный сценаристом в вопросе, обращенном к главному герою — несчастному Жене Лукашину: «Зачем вы пошли в баню? У вас что, дома ванной нету?»

Остается только удивляться тому, что такой мощный «банный» потенциал был практически не задействован в российском туристическом бизнесе. И радоваться тому, что ситуация постепенно меняется.

Град и время

Базой для старта российского «банного» туризма вполне может стать один из самых «исторических» российских городов — Суздаль. «В лето 6507 я, монах Исаакий, стал иеромонахом в Суздале, в церкви Святого Александра Армянина». Именно так, конечно, в переводе с древнерусского на современный, выглядит первое известное нам упоминание города, оставленное в древнейшей книге Руси — «Новгородском кодексе» (или «Новгородском псалтыре», тут уж какому историку как нравится). 6507 год от сотворения мира по древнерусскому календарю соответствует 999 году нашей эры. 11 год от момента крещения Руси, 148 лет до первого упоминания о Москве, основанной, кстати, Суздальским князем Юрием Долгоруким.

С тех времен прошло уже более 1000 лет, Москва выросла в огромный мегаполис с более чем 10 миллионами жителей. А вот расположенная всего в 200 километрах, буквально породившая ее Суздаль как была небольшим городком, так и осталась. А с тем, что городок это небольшой, не поспоришь. Площадь — около 10 квадратных километров, население — чуть больше 10 000 жителей. Плотность населения — тысяча человек на квадратный километр, ровно в 10 раз меньше, чем в столице. И с тем, что породила, тоже поспорить сложно, ибо молоденькая Москва в пору своего зарождения в XII век относилась как раз к Ростово-Суздальскому княжеству со столицей именно в Суздале.

Когда я посмотрел на этот город со смотровой площадке, то увидел одни церкви. Их здесь несколько десятков и почти все они являются памятниками истории и архитектуры. Церкви и церковные колокольни в городе — самые высокие здания, все жилые и нежилые дома тут имеют один, два, максимум — три этажа. Поэтому ничто не мешает любоваться золотыми, серебряными и голубыми (на церквях, посвященных Пресвятой Богородице) куполами. Нет смысла описывать замечательные храмы и монастыри города, ибо этому посвящено множество статей, исследований, книг и путеводителей, и добавить что-то новое я вряд ли смогу. Но кроме архитектурных и исторических достопримечательностей здесь в последнее время появилось много новых и интересных традиций, о которых даже нашим соотечественникам мало что известно, не говоря об иностранцах. Таких, как проводимые на базе Суздальского музея деревянного зодчества ежегодные гусиные бои. Или «праздник огурца», в этом году проводившийся уже в одиннадцатый раз, и на который съехались не только россияне, но и представители зарубежья.

Но вернемся к баням. Именно в Суздале, при поддержке Ростуризма, на базе гостинично-туристического комплекса «Горячий ключ» начали проводить ежегодный международный фестиваль Бани. В этом году он прошел в сентябре и на него съехались любители бани со всего мира. Кто-то показывал свое мастерство на местной базе, кто-то привез все свое с собой. Была на фестивале и русская мобильная база-автоприцеп, и передвижная финская сауна, и быстромонтируемая туристическая баня, и баня-тент с мощной печкой, и всевозможные бани-бочки, бани-контейнеры и прочая, прочая, прочая.

Пар и веник

Место проведения фестиваля было выбрано совсем не случайно. «Горячие ключи» — это уникальный в своем роде комплекс, в котором основной упор сделан именно на Бани. Именно так, Бани с большой буквы. Даже название комплекса работники возводят к банному делу. Местные жители говорят, что в этих местах раньше били горячие источники, по каким и прозвали место. Однако в администрации комплекса меня заверили, что происхождение названия иное:

- Так часто на Руси баню называли. Вода в в ней нагревалась в котле, стоящем на печке. Когда вода вскипала, в народе говорили, что она кипела «ключом». Именно от этого русская баня в народе и получила второе название «горячий ключ».

И открывали комплекс 31 декабря 2002 года, в память о знаменитом традиционном ежегодном походе в баню Жени Лукашина со товарищи. Здесь на 8 гектарах кроме всего того, что должно входить в гостинично-туристический комплекс, гостиниц, ресторанов, баров и так далее, выстроены 11 настоящих деревянных русских бань. Все они топятся исключительно дровами, и каждая устроена по особому, отлично от других. Для тех, кого не интересует аутентичность, а главное — комфорт и роскошь есть бани «люкс» и «полулюкс», двухэтажные, с отдельным гостевым домиком, бассейном, биллиардом, плазменными панелями и прочими благами современной цивилизации. Несколько домиков заняты традиционными русскими банями, с парилкой, комнатой отдыха и небольшим собственным двориком, в который можно выбежать нагишом для того, чтобы искупаться в речке или помедитировать, прижавшись всем телом к живой березке. Отдельно стоят два сруба с баней, топящейся по-черному и баней по-сибирски.

Лично я, поселившись в «Горячих ключах» в номере гостиницы «Башенки», решил попробовать баню «по-черному». О таком способе истопки, когда огонь разводят в прямо парной, под камнями, а дым уходит через дыру в крыше, я слышал давно, но вот париться в такой бане мне не приходилось. Надо сказать, что я не разочаровался. Хотя некоторое разочарование в начале все-таки было. Я ожидал, что в парной будет много дыма, который будет тянуться в дыру под потолком, а сам потолок вместе со стенами будет весь покрыт сажей и копотью.

Так вот, ничего такого не было. Дыма не было, копоти не было, сажи не было, не было даже дырки в потолке. А был аккуратный запах березового дыма, куча пышущих жаром камней, чистые стены, полки и огромный металлический чан с чистой водой. Это что касается парной. Такое несоответствие между тем, что должно быть и тем, что есть мне разъяснил вошедший банщик. Точнее — банщица. Только не подумайте ничего такого, никаким развратом здесь даже не пахло. Это была вполне солидная, очень взрослая женщина довольно крепкой комплекции, одетая в широкий халат с фартуком. Оказалось, что камни нагреваются действительно дровами, но людей в парилку пускают только после того, как дрова выгорят. А дым удаляется не самоходом, а мощной вытяжкой, чтобы никто, упаси Господи, не угорел. Объяснив мне ситуацию с топкой, банщица приступила к исполнению своих служебных обязанностей. Она разложила на полке настоящее свежее сено, на котором затем разложила меня. Предварительно заставив меня полностью оголится, безапелляционно утверждая, что перед баней нет гендерных различий.

Я не большой любитель высоких температур, и банщица как будто это почувствовала, снизив жар со 100 до очень даже неплохих 80 градусов, после чего вытащила два замачивавшихся в деревянной кадушке веника и начала работать. Сначала с моими ногами, перейдя потом на спину, плечи, грудь, руки, опять на ноги, поясницу....

Меня и раньше парили вениками. И в Москве, и в Нижнем-Новгороде, и в Красноярске и даже в Алма-Ате, где Нурсултан Назарбаев отгрохал огромную баню, величиной чуть не со стадион Лужники. Но так ни парили нигде и никогда, я даю вам в этом самое честное слово. Веники сначала летали над телом, сгоняя к нему жаркий пар, потом опускались на кожу, немножко обжигая ее и заставляя раскрыться всеми ее порами, а затем легкими вибрирующими движениями разбивали и сбрасывали выходивший пот. Время от времени они с силой протягивались вдоль всего тела, после чего процесс повторялся. Иногда банщица охватывала своими орудиями труда часть руки или ноги, и тогда по ее мышцам разбегался жар, приносивший небывалое наслаждение подобное тому, какое бывает у человека, который пробежав несколько километров повалился в свежую сочную и пахучую осеннюю траву. Веники словно бы и не били, а, напротив, ласкали тело, но делали это настолько умело и настойчиво, что тело покорялось, очищалось и наливалось силой. Я описываю этот процесс в третьем лице не потому, что так выходит красивее или потому, что так удобнее. В то время я и правда как бы отделился от своего тела и наслаждался процессом со стороны, полностью расслабившись и отдавшись в волю служительнице пара. И это было непередаваемо хорошо.

Как потом рассказала мне сама банщица (к сожалению, я не узнал как ее зовут), секрет заключался в двух вещах. Во-первых, веники. Их здесь готовят сами из березовых и дубовых ветвей, которые срезают с дерева в строго определенные периоды развития. Лист на ветке не должен быть слишком молодым, поскольку молодой лист очень жесток, упруг и не может быстро и полностью «растечься» на теле во время удара, чем и создавался эффект ласкания. Но и старым лист быть не должен, иначе ветка быстро осыпется и вместо веника мы получим связку розг. А во-вторых, это особая школа.

Вообще в России, в банном деле, как и почти во всех других областях, различаются две соперничающие школы: московская и питерская. Но в Суздале развивается своя, совершенно особая, основанная на древних традициях. Рассказать, чем она отличается от первых двух невозможно так же, как невозможно рассказать обычному читателю, чем отличается музыка Сольери от музыки Моцарта. Наверное, профессионалы смогли бы это объяснить на словах другим профессионалам, я же скажу одно: после этой парилки я лично стал поклонником школы суздальской и вряд ли переменю свое мнение.

И, наверное, не я один. Уже выйдя из парной и окатившись особым русским душем — подвешенной к потолку и наполненной водой деревянной кадкой с веревкой, я наблюдал, как выходят из нее следующие клиенты моей банщицы. У всех были красные тела, надутые щеки и все они говорили одно:

- Вот это даааа, ну вообщееее!

В комнате отдыха все было довольно стандартно: скамейки, стол, телевизор, музыкальный центр, шкафчик с посудой, бочка с пивом и телефон, по которому можно было оперативно вызвать банщика или официанта. Тут мы с мужиками разговаривали, пили горячий чай с баранками, да и не только чай. Кто-то — пиво, кто-то — и покрепче. Та же банщица, инструктируя меня после парения вениками, сказала:

-Во время бани пить нельзя, перед ней тоже не стоит: пар он пьяных и хмельных не любит. А вот после выпить 50-100 грамм просто необходимо. Для того, чтобы сосуды расширились и горячая кровь разлилась по организму. Еще Суворов говорил: «После бани штаны продай, укради, но выпей».

Великий полководец знал, что говорил, и заказанные мною 100 грамм водки под русские разносолы пошли просто как никогда и нигде замечательно.

После второго похода в парную я решился на подвиг: вышел во двор, спустился по лесенке в холодную реку и окунулся в нее с головой. А потом долго стоял, прижавшись спиной к березе. Тут я мог бы сказать, что при этом почувствовал, как в меня вливается ее сила и здоровье, или что в голову начали лезть мудрые мысли, но я врать не буду. Силу я не почувствовал и мудрых мыслей не было. Мне просто было очень хорошо и хотелось стоять так очень долго. Час, два, три, стоять, облокотившись спиной на шершавый ствол и просто жить. Но простоял я не час, а минуты три или четыре, потому, что желание стоять и дальше боролось с другим желанием — еще раз залезть в парную. И это второе желание победило. А когда после той третьей парной я опять вышел во двор, моя березка была уже занята. А к осинке я прижиматься не стал: тонковатая она была.

Кино и жизнь

Но баня — это не только парная. Я лично не пробовал, но знаю, что в «Горячих ключах» практикуют еще целый комплекс банных процедур, как традиционных, так и эксклюзивных. Из традиционных — это конечно же массаж. Причем его можно перевести в эксклюзивный мыльный массаж березовым веником или массаж медовый. Пиллинг — услуга традиционная, а медово-соляной пиллинг — эксклюзивная. Говорят, она женщинам нравится. Из эксклюзива для мужчин — пивная ванная и купание в пивной, кедровой или травяной бочках.

Справедливости ради стоит сказать, что в «Горячих ключах» далеко не все упирается только в бани. После того, как Павел Лунгин в 2008 году закончил снимать в Суздале фильм «Царь», «Горячий ключ» выкупил у него декорации, перенес их к себе и выстроил из них настоящее древнеславянское поселение, которое назвали «Щурово городище», от древнего «Щур», — «Пращур», «Город Предков». Здесь можно зайти в избу, посмотреть, как во времена Ивана Грозного на ручном жернове молят муку и даже самому смолоть пару стаканов (я смолол), поучиться печь хлеб в уличной глинобитной печи, попробовать настоящие славянские щи, поработать кузнецом или гончаром, пострелять из лука или покидать особое боевое метательное копье. На скотном дворе здесь обитают вполне реальные свиньи, коровы, козы, кролики, гуси и, конечно-же, лошади, на которых можно тут же прокатиться. Все это так привычно обитателям деревни, но так необычно и мило для горожан, а в особенности — для детей. Тут же, на глазах у тех же детей, корову можно подоить, а из надоенного молока взбить сметану и масло.

Рядом находится уникальный в своем роде музей кино, в котором собраны материалы о всех, снятых в Суздале фильмах. А их тут сняли более 70: «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Душечка», «Мой ласковый и нежный зверь», «Юность Петра», «Россия молодая», «Чародеи», «Пётр Великий», «Про бизнесмена Фому»... Даже некоторые эпизоды нашумевшего сериала «Школа» снимались в этом древнем городе.

Прибавим ко всему этому еще крытый круглогодичный каток, лодочную станцию, спортивную площадку, тихую заводь для ловли рыбы, бесплатную парковку (что, согласитесь, немаловажно) и получим вполне успешный туристический комплекс для средней полосы России, в котором интересно, с пользой и недорого (номера — от 2500 рублей в сутки за двухместный, бани — от 1000 рублей в час за четверых) можно провести не только выходные, но и целый отпуск. Последнее вполне актуально, поскольку кроме Суздаля, даже для краткого знакомства с которым, несмотря на относительно скромную территорию, и недели будет мало, буквально в 26 километрах, стоит древний Владимир. Который стоит посетить уже хотя бы для того, чтобы полюбоваться на настоящее чудо древнерусской архитектуры — Храм Покрова на Нерли.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах