«Иудой нашего времени» многие до последнего момента называли российскую бегунью Юлию Степанову, ставшую главной героиней нашумевшего немецкого документального фильма о повсеместном применении допинга в российском спорте. Занимательное кино выпустила компания ARD, а режиссёром стал Хайо Зеппельт.
Награда за предательство
С тех пор как на экранах появился первый фильм, прошло много времени. Оседлавший тему допинга в России режиссёр на днях выпустил уже третью серию своего «немецкого кино», а легкоатлетическая сборная России находится на волосок от длительной дисквалификации и отстранения от участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в августе в 2016 года.
Зато у Юлии Степановой жизнь потихоньку налаживается. Сначала 29-летняя бегунья переехала в Германию, откуда и сыпала обвинениями в адрес российского спорта. Затем был запрос на получение убежища в Канаде, куда спортсменка со своим супругом планировали переехать жить и работать. Об этом в своё время сообщил депутат Госдумы РФ и член Комитета по физической культуре и спорту Игорь Ананских. По словам депутата, это в очередной раз доказывало, что история с допинг-скандалом, которую начала супружеская пара, рассказав об употреблении российскими легкоатлетами допинг-препаратов, изначально был спланирована. Также, считает он, это говорит и о субъективном подходе ВАДА.
Однако, как оказалось, Юлии Степановой удалось выторговать куда больше, чем простое убежище. Накануне очередного заседания совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ), которое состоится в Монако 11 марта, стало известно, что на нём будет рассмотрен не только вопрос о дисквалификации Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА), но и ещё одна очень интересная для нас тема.
В повестку дня внесено обсуждение предоставления теперь уже, наверное, бывшей российской бегунье специальной квоты для участия в Олимпийских играх в Рио. Учитывая её роль в допинговом скандале, шансы на положительное решение весьма велики. Кроме того, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) уже приняло решение выделить Юлии определённую материальную помощь.
«ВАДА попросило МОК и IAAF допустить Юлию Степанову к участию в Играх. Кроме того, ВАДА оказало спортсменке материальную помощь, а также помогло при переезде. Нам следует выделять больше средств на защиту информаторов», — приводит слова главы ВАДА Крейга Риди официальный сайт агентства.
Чем не пресловутые «30 сребреников», которые сильные мира сего платят предателю за информацию, которая помогает погубить всю российскую лёгкую атлетику? Очень похоже. Ирония заключается в том, что решение о допуске Степановой на Олимпийские игры может быть принято на том же самом заседании, где решится судьба сборной России по лёгкой атлетике. В трагедию эта ирония перерастёт, если в свете третьей части «немецкого кино» и имеющейся у ИААФ информации будет принято решение не допускать до Игр-2016 российскую команду: Исинбаеву, Менькова, Чичерову…
Бревна не замечают
Выходит, что руководители мирового спорта готовы отстранить от участия в Играх десятки звёзд лёгкой атлетики, чистых в плане допинга, но собираются допустить до Игр человека, вина которого была доказана, который с 2013 года не принял участия ни в одном соревновании и неизвестно, в какой форме вообще находится?
Да, всё это — о Юлии Степановой, или Русановой — девичья фамилия девушки, под которой она больше известна в качестве спортсменки. Ведь вся эта история началась именно с того, что она была поймана на допинге и дисквалифицирована на два года.
А ведь начиналось всё не так и плохо. Молодая бегунья Юлия Русанова подавала очень большие надежды. Она выигрывала турниры на юниорском и юношеском уровне. Главный её конёк — дистанция на 800 метров, где она в перспективе могла бы стать и чемпионкой мира.
Уже в 2008 году она, 21-летняя спортсменка, занимает второе место на чемпионате страны среди молодёжи. Далее следует тяжёлая адаптация во взрослом спорте с его высокими для молодой бегуньи результатами. Год без побед, за которым пришёл прорыв — в 2011 году Степанова сначала заняла третье место на чемпионате Европы в помещении, а затем стала второй на чемпионате России. Продолжилось всё выходом в финал на чемпионате мира в корейском Тэгу и итоговым восьмым местом на мировом первенстве. Небывалый прогресс, последовавший за провальным сезоном в 2010 году.
Со стороны могло показаться, что молодая спортсменка наконец-то начала оправдывать выданные ей ещё на юношеском этапе авансы. Мало кто связывал этот прорыв с изменением в социальном статусе девушки. На безымянном пальце появилось скромное, но красивое колечко, а фамилия в протоколе сменилась с Русановой на Степанову. Спортсменка вышла замуж за Виталия Степанова, одного из специалистов по допингу, вернее, по борьбе с ним. Познакомились они, кстати, на одном из антидопинговых семинаров, когда Степанов занимал позицию главного специалиста образовательного центра.
Но вскоре семейная идиллия была нарушена. Сначала Виталия Степанова увольняют из Российского антидопингового агентства (РУСАДА) по причинам, до сих пор не озвученным официально. В 2013 году оказывается, что в анализах его супруги, Юлии Степановой, обнаруживаются запрещённые вещества. Атлетку дисквалифицируют на два года. Интересно, что положительный результат дают пробы, взятые у Юлии в то же время, когда её супруг перестал работать в РУСАДА, весной 2011 года.
В начале 2015 года истекает срок дисквалификации. Но вместо соревнований по лёгкой атлетике обиженная спортсменка начинает принимать участие в съёмках документального фильма, в котором девушка обрушивается с обвинениями на российский спорт. С того момента прошёл год: 29-летняя спортсменка, которая уже успела распрощаться со своей карьерой, вдруг получила новый шанс, российская лёгкая атлетика лежит в руинах, а пресловутые 30 сребреников, конвертированные в евро, нашли свою хозяйку.