Примерное время чтения: 10 минут
1137

Александр Кузнецов: Велоспорт в России находится в системной кризисе

Александр Анатольевич, как Вы полагаете, в каком состоянии находится велоспорт в России?

А.К.: - Он находится в системном кризисе, к которому привели многочисленные ошибки. Нет мобилизации российских тренеров и специалистов, не происходит организация системы велоспорта. Все, что есть — попытка собрать воедино остатки, создать на этом фоне хорошую, большую команду с помощью иностранных специалистов и с участием иностранных гонщиков. Избрано направление пагубное и совершенно бесперспективное.

Вы сказали об «остатках». Что сейчас представляют собой остатки отечественного велоспорта?

А.К.: - Три года назад в команду «Катюша» были приглашены 14 отечественных спортсменов, к сегодняшнему дню в ней остались всего 6. Восемь человек ушли, выпали по разным причинам и оставшиеся 6 спортсменов от первого набора за три года не получили должного развития, а ведь это были наиболее яркие и перспективные гонщики. Далее: прошла мобилизация сильных гонщиков, которые выступали за иностранные спортивные клубы и были достаточно успешны. К примеру, Колобнев дважды на Чемпионатах Мира отмечался серебренными медалями, а в «Катюше» поблек и затерялся. Авторам проекта «Катюши» казалось, что собрав их в российскую команду, они смогут улучшить результаты. Но, к сожалению, случилось обратное — результаты этих гонщиков, по крайней мере, не улучшаются. А в ряде случаев и ухудшаются.

В чем причины этого падения?

А.К.: - Одна из основных причин, я полагаю, это упор на иностранных специалистов и изолированность «Катюши ПРО» от российского велоспорта. Мы здесь дважды проигрываем: во-первых, когда итальянские тренеры вершат политику в команде, не адаптировавшись, не поняв, с кем они работают и какие требуются изменения, чтобы то, что хорошо для итальянского спортсмена, было хорошо и для русского. Вторая причина частично вытекает из первой: получается, что российские тренеры в это же время находятся в изоляции, происходит снижение их квалификации.

Получается, что ситуация в велоспорте противоположна футболу-хоккею: там приезжие тренеры вытягивают спорт, а здесь они его заваливают....

А.К.: - Насчет «вытягивания» нужен более глубокий анализ — действительно ли это так? Зачастую первые незначительные успехи обусловлены мобилизацией перед заезжим иностранцем. Помимо этого, когда приглашают иностранца, ему создают фантастические условия по принципу «для дорогого гостя-кудесника сделаем все!» Но это же никогда не делается для отечественного тренера! Считается, что он сам себе все обеспечит и создаст. По крайней мере, так в велоспорте.

Известно, что наши чиновники, в том числе и спортивные, связывают с домашней Олимпиадой в Сочи большие надежды. И забывают про Олимпиаду-2012 в Лондоне. Хотелось бы услышать Ваш прогноз, анализ наших шансов на Лондонской Олимпиаде.

А.К.: - Лондоном никто серьезно не занимается! Меня удивляет, когда начинают предъявлять все претензии к Минспорту и министру Мутко лично, в то время, как управление спортом высших достижений отдано вовсе не Минспорту. Если же почитать базовый закон «О спорте», то все бразды правления отданы профессиональным федерациям видов спорта. В частности, в велоспорте Федерация и ее генеральный директор четко формулируют свою основную задачу: это велоспорт высших достижений, подготовка национальных команд России по всем направлениям. И на сегодняшний день отбор тренера, главного тренера осуществляется федерацией, а Минспорта как бы утверждает уже нанятого специалиста. И вот такая запутанность в обеспечении спорта высших достижений и дает общую недееспособность.

Что такое федерация? Это горстка функционеров в Москве и никакой корневой системы в регионах. Зато системой располагает Минспорта и только ему по плечу организовывать и направлять спорт высших достижений! У Минспорта есть комитеты по физкультуре в каждом регионе, есть спортивные работники даже в органах МСУ. Для сравнения: представьте, что безопасность страны обеспечивают народные дружинники. Или поручим внешнюю разведку ДОСААФ! Но вот в спорте это происходит!

Емкие сравнения...

А.К.: - Когда спорт у нас крайне нуждался в деньгах, была другая ситуация. Тогда федерации, опираясь на большого чиновника или на олигарха, могла выживать и давать кислород своему виду спорта. Но то время осталось позади, сейчас уже не деньги решают вопрос, основой является интеллектуальная работа, системный подход. Вот, пожалуйста, биатлон — там проблема же явно не в деньгах. Эти ребята хватаются за федерации, чтобы ими управлять, по принципу «я в бизнесе достиг всего, что я, со спортом не справлюсь?» А это совсем не так: спорт на высшем уровне это — концентрат интеллекта, организации и материальных средств. И чтобы обеспечить успех в мире, надо соблюдать всю эту триаду в равной степени.

И все же, давайте вернемся к Лондонской Олимпиаде.

А.К.: - По Лондону у меня вообще прогноз плачевный, как по велоспорту, так и по другим видам. Сегодня по комплексному зачету США и Китай находятся за чертой досягаемости, а англичане будут выступать дома. А ведь в Китае (Пекинская Олимпиада) они -в общекомандном зачете - наступали на пятки нашим спортсменам. Британский спорт давно, хорошо и системно организован. Так что занять место на пьедестале в Лондоне - это для российского спорта в целом сверхзадача.

А в велоспорте и будет самый заметный дефицит нашей национальной команды относительно англичан. В Британии велоспорт — ударный вид, государственная программа по нему была принята 15 лет назад. И в Пекине они показали, что 10 золотых медалей для англичан — досягаемая цель. Что Россия может получить в Лондоне? Я был бы крайне доволен, если бы мы получили хотя бы парочку медалей.

Я сейчас не вижу ни одного вида программы, где мы имели бы явное преимущество. Есть одна спортсменка в байке, которая ближе всего к этой цели находится, но выиграть «золото» на Олимпиаде — это экстремальная задача и решать ее одной спортсменкой крайне сложно. Рассчитывать на «золото» в других видах программы велоспорта могут только безответственные шарлатаны.

Как Вы полагаете, есть ли возможность исправить ситуацию после Лондонской олимпиады?

А.К.: - Обратите внимание, около года назад Президент России Дмитрий Медведев сказал, что Президенты федераций должны заниматься своим видом спорта 24 часа в сутки; позднее, премьер Владимир Путин поручил Жукову отвечать за сборные команды. Но ОКР — организация, которая имеет очень однобокое соприкосновение со спортом высоких достижений. Там нет ни специальных служб, ни специалистов, которые владеют конкретными видами спорта. И самое главное, НОК России и, тем более федерации по видам спорта, как во времена СССР, так и по сей день — это общественные организации, укомплектованные, в основном, жителями Москвы и не имеющие никакой корневой системы в регионах. Функционально, ни НОК России, ни федерации по видам спорта неспособны организовать и управлять спортом высших достижений. Подобная задача по силам только государственному органу, такому как Министерство спорта. Однако в смутное время перестройки все перепуталось и до сего времени не исправлено.

Кстати, наш ОКР в велоспорте работает крайне плохо. За 2,5 года до Олимпиады в Лондоне мы потеряли два вида программы — гонку по очкам и мэдисон (одна из разновидностей гонки по очкам). А в этих видах наш велоспорт имел успехи — Михаил Игнатьев завоевал «золото» в гонке по очкам, «бронзу» взяли в мэдисоне на двух предыдущих Олимпиадах. А теперь усилиями английских специалистов эти виды программы переключены на женщин. В британском велоспорте сильная женская сборная. Все это — чистый проигрыш национального Олимпийского комитета.

Но ни одна общественная организация, ни ОКР, ни федерация, не смогли ничего противопоставить, остановить эту агрессию. В итоге наши общественные организации, пытаясь подменить госорган в спорте высших достижений внутри страны, полностью завалили свою работу на международном уровне.

Вы походя упомянули о финансах в спорте. Как Вы полагаете, этот вопрос в велоспорте решен или все же не совсем?

А.К.: - Что касается контингента сильнейших спортсменов, то эти вопросы решены. Однако, проблема более разумного и системного расходования имеющихся в велоспорте средств, в особенности внебюджетных, имеется. Вложений сейчас требует детский, юношеский, юниорский спорт. Но прежде всего должна быть усовершенствована организационная структура управления спортом высших достижений. До тех пор никакое увеличение финансирования не даст должного эффекта.

В каком состоянии сейчас региональный велоспорт? Можно ли назвать какой-нибудь город России «столицей велоспорта»?

А.К.: - Такого города сейчас нет, хотя Санкт-Петербург находится к этому ближе всего. Велоспорт  более-менее развит в трех городах: СПб, Москве и Уфе. В остальных местах есть только какие-то фрагменты — либо юниорская команда, либо взрослая - и все. Да и то по Москве уже имеются ряд опасений. Единственная в России велосипедная трасса международного уровня, на которой проводились Олимпийские Игры 1980, попросту заброшена и на ней крайне редко проводятся гонки..

Наверняка такая фрагментация отражается и на спорте высших достижений?

А.К.: - Повторю, главная проблема — в организации и управлении. Все тренеры находятся под президентами федераций. А президенты федераций, прежде всего, полностью находятся в вопросах своего бизнеса, у них нет для спорта и 24 часов в течение месяца. Руководить начинают их помощники, и в этом и есть суть проблемы. И с кого можно спросить за построение вида спорта в целом по России, совершенно неясно. Одни не могут, у других нет полномочий.

Почему тренировки наших спортсменов-велосипедистов проходят за рубежом?

А.К.: - В России давно уничтожен календарь соревнований. Мы в этом вопросе рухнули в каменный век. Во времена СССР по велоспорту было в год 66 общероссийских мероприятий, полностью финансируемых госорганом. Сегодня, чтобы их пересчитать, хватит пальцев одной руки. Сегодня Минспорта финансирует только судейство, а питание, размещение - за счет регионов. Но у них, как правило, проблемы: у одних нет спортсменов, у других нет денег. А значит, нет системной работы, чтобы велосипедисты ритмично участвовали в соревнованиях на протяжении года. Удалось спасти только те велогруппы, которые смогли вклиниться в календарь других стран. Самые образцовые календари у Италии, Испании, стран Бенилюкса. Выжили те, кто смог вклиниться в них.

Известно, что у велоспорта были и некие трения с ГИБДД? Спортсменам запрещали тренироваться на автодорогах?

А.К.: - Да. В России нет и условий нормальных для соревнований. ГИБДД руководствуется своими правилами, они бы хотели, чтобы на дорогах не было ни велосипедистов, ни пешеходов. Вот нам и приходится тренироваться и соревноваться в Европе, где города не менее заселены, чем в России, а дороги не менее загружены. Но там есть хорошая школа обеспечения гонок полицией, четкая организация дорожного движения. Наше же ГИБДД полностью утратило знания и умения обеспечивать гонки. Они могут либо наглухо закрыть шоссе, либо не проводить гонку вообще! Так что, культура проведения велосипедных соревнований в России практически утрачена.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы