Первый полноценный сезон в составе сборной России для вчерашнего красноярского резервиста закончился олимпийским «золотом», «малым хрустальным глобусом» Кубка мира и полным осознанием того, что заключение брака влияет на уменьшение брака в стрельбе.
- Я действительно не шутил тогда, после Олимпиады, говоря, что моя женитьба помогла росту результатов. Появилась семья, увеличилась ответственность. Многое начал воспринимать иначе: из мальчишки превращаешься в мужчину.
«АиФ»: - Евгений, ваша жена Саша - тоже биатлонистка. Как смогли ужиться в одной семье два стреляющих человека?
Е.У.: - Как уживались? Сначала месяцами не видели друг друга: то я на стартах, то она. А потом сели, поговорили и пришли к выводу, что стрелять в семье должен один. Саша ушла из спорта. По большому счёту, я считаю, что биатлон - не совсем женское дело. Приходится слишком много времени проводить на улице в морозы, а это плохо для здоровья будущих мам.
«АиФ»: - Сезон прошёл под аккомпанемент отголосков допинг-скандала с участием российских биатлонистов. О чём вы подумали, когда коллегам по сборной вынесли обвинение?
Е.У.: - Моё мнение: все скандалы с допингом - это чьи-то подковёрные игры. Обидно, что ребят выставили крайними. Они мои хорошие друзья, и я видел то, что им пришлось пережить после этих обвинений… поверьте, это на самом деле очень страшно.
«Папа» Прохоров
«АиФ»: - Вся лыжная сборная подписалась под письмом Медведеву с требованием отставки главы федерации. Биатлонисты способны на такое единодушие?
Е.У.: - Про лыжников ничего сказать не могу. Надо в их шкуре побывать, чтобы рассуждать. А что до нашей команды, то раньше были моменты, что ребята собирались и выдвигали претензии. Но когда я пришёл в сборную, то федерацией уже руководил Михаил Дмитриевич (Прохоров - глава группы ОНЭКСИМ. - Ред.) и жаловаться нам не на что. Мы сейчас реально как дети - проснулся, ушёл на тренировку, занимаешься, ни о чём не думаешь.
«АиФ»: - Но, видимо, даже Прохорову не под силу сделать так, чтобы биатлонисты были экипированы российскими винтовками, а не стреляли из того, что «отдают» нам немцы…
Е.У.: - Не знаю, как с этим бороться. В России нет ни производства лыж, ни патронов. Со стволами двоякая ситуация. Они у нас есть, но как мы можем пользоваться ижевскими винтовками, если нам не дают сервиса?
«АиФ»: - Может быть, поэтому наши бегают лучше, чем стреляют?
Е.У.: - Об этом надо думать не спортсмену. Это тренеры должны анализировать. В любом случае даже в статусе «догоняющего» есть свои плюсы - это очень мотивирует.
«АиФ»: - Журналисты подсчитали ваши олимпийские премии. «Золото» в масс-старте и «бронза» в эстафете принесли больше миллиона евро. Деньги уже пристроили?
Е.У.: - Пресса всё-таки немного обсчиталась... Что касается расходов, то на повестке дня вопрос с жильём. Красноярский губернатор обещал квартиру. Когда мы её увидим, тогда и решим, куда тратить деньги.
- Говорят, Прохоров от себя добавил «пару копеек»…
-Е.У.: Да, он лично выписал призовые деньги. Но распространяться о том, какого размера была
эта сумма, не буду.
«Нам не пёрло!»
«АиФ»: - Можете объяснить, почему при щедрых, несопоставимых с остальными странами российских премиях наших медалей в Ванкувере оказалось так мало?
Е.У.: - Хоть миллиард дай, но, если человек не может чего-то сделать, он не сделает. Я слышал, как говорят: «Вы что, даже заработать не хотите?» Ну если все такие умные, пусть съездят и выиграют что-нибудь... Думаете, кто-то из нас не понимает, что Олимпиада проходит раз в четыре года и попасть второй раз на эти высшие соревнования получится далеко не у всех? Даже если бы вознаграждения не было вообще, я стремился к медали с тем же упорством. Но если человеку не суждено её заработать, то… Ведь у нас на самом деле очень много было четвёртых мест. Ну реально нам не пёрло!
«АиФ»: - Света Слепцова после проигрыша на Играх объяснила стране, что она никому ничего не должна. Вы тоже так думаете?
Е.У.: - Света это сказала на взводе. Когда ничего не получается, а тебя мучают провокационными вопросами, ляпнешь что угодно. Это ещё больше выбивает из колеи. Я так понимаю, от Слепцовой только этого и ждали. Она была по-настоящему в плохом самочувствии, а тут ещё и свои же начали долбить.
«АиФ»: - Вам лично не обидно, что паралимпийцы в Ванкувере выиграли пять золотых медалей в биатлоне, тогда как команда здоровых спортсменов - только две?
Е.У.: - Когда я увидел, что делают эти люди, сразу сказал - им надо ставить памятники при жизни. Какая здесь может быть обида?! Счастлив, что они как бы отомстили за нас.
Досье
Евгений УСТЮГОВ родился в 1985 г. в Красноярске. Пришёл в биатлон в 1997 г. В августе прошлого года женился на биатлонистке Александре Бондаревой. В декабре 2009 г. одержал первую победу в карьере в гонке преследования на этапе Кубка мира в Поклюке. Олимпийский чемпион-2010.