13 октября во время матча чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) в подмосковном Чехове между местным «Витязем» и «Авангардом» это сердце остановилось. Один из лучших молодых хоккеистов России должен был выступать за национальную сборную, а оказался на омском кладбище.
Абсолютно здоровый больной
Он забил первую шайбу в этом матче, а за несколько минут до конца игры потерял сознание на скамейке запасных. После вскрытия тела судмедэксперты констатируют: причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Откуда она взялась у 19-летнего сильного парня, который забил в этом сезоне 8 голов? Министр здравоохранения Подмосковья заявил, что омский форвард вышел на лёд «абсолютно больным человеком». Представитель прокуратуры сообщил, что, по предварительным данным, Алексей Черепанов страдал ишемической болезнью сердца. Но… «Если бы у хоккеиста была ишемическая болезнь, он физически не смог бы играть на таком уровне», - говорит врач ФК «Локомотив» Савелий Мышалов. «Последний осмотр Черепанов проходил 1 июля этого года, ему была сделана ЭКГ и в состоянии покоя, и под нагрузкой, - утверждает Владимир Венедиктов, главный врач омского врачебно-физкультурного диспансера, где наблюдаются и проходят профосмотр все авангардовцы. - Никаких сбоев в работе сердца у Алексея зафиксировано не было». «Ну ладно, наши бы что-то проглядели, - говорит нападающий «Авангарда» и друг Черепанова Антон Курьянов. - Так он же в Америке в тренировочном лагере «Рейнджерс» полное обследование проходил! Они всё проверяют, прежде чем делать спортсменам какие-то предложения. Что, все врачи настолько слепы, что ничего в Лёшкином организме не усмотрели?»
При вскрытии было обнаружено, что у Черепанова сердце в два раза больше положенной нормы. В принципе этот орган при больших физических нагрузках увеличивается. Для спортсмена такого уровня это норма. Впрочем, кардиологи утверждают, что сердце также может увеличиваться и при приёме анаболиков - препаратов для наращивания мышечной массы.
Анаболики или нет? Ответ на этот вопрос, по словам управляющего директора КХЛ Владимира Шалаева, мы узнаем по завершении судебно-медицинской экспертизы. Расследование займёт около трёх недель.
Запущенное сердце
Но есть в этой трагедии нечто, что выводит её за рамки разговоров о борьбе с допингом и чрезмерных нагрузках. Это разница - между «остановилось сердце» и «скончался в Чеховской районной больнице». Это минуты, когда человек ещё подавал признаки жизни, это отсутствующая на матче бригада «скорой помощи», это проклятый дефибриллятор - он же электрошокер, которого не было в нужном месте в нужное время.
Врач американского «Детройта» Энтони Колуччи, который осенью 2005 г. в схожей ситуации спас хоккеиста Иржи Фишера, утверждает, что если бы на месте был этот аппарат, то шансов сохранить жизнь нашему Алексею было больше. Согласно регламенту КХЛ внутри арены должен находиться медпункт. Однако в документе нет ни слова про обязательное наличие дефибриллятора. По словам врача «Авангарда» Дмитрия Батушенко, медкабинет в Омске был оборудован всем необходимым для оказания неотложной помощи спортсменам. Препараты для первичной хирургической обработки, противошоковые растворы: адреналин, атропин, гормональные средства… Именно такими средствами, привезёнными с собой на игру, командные врачи должны спасать спортсменов, а случись что - и болельщиков. Впрочем, дефибриллятор в омском клубе тоже есть, только брать его с собой на выездные матчи не разрешается. На чеховской арене его не было. Врач «Витязя» Игорь Спасовходский, который до последнего бился за жизнь игрока, говорит, что такой прибор есть только в четырёх самых богатых клубах. Прибор, который можно купить за 100 тыс. рублей! К слову, только зарплатный бюджет самого бедного российского клуба КХЛ - 111 млн. рублей!
Поданный с помпой проект «Наш ответ американской НХЛ» не выдержал своей первой проверки на прочность. Можно сколько угодно гордо декларировать новые совершенные правила игры в отечественной лиге, размахивать зарплатными ведомостями, однако… «Несчастный случай мог произойти где угодно и с кем угодно, но с точки зрения оказания медицинской помощи нам до Америки пока далеко, - говорит легендарный вратарь Владислав Третьяк. - На аренах НХЛ обязательно наличие дефибриллятора. На матче присутствует очень много врачей, включая стоматолога. А представить, что снаружи стадиона нет машины «скорой помощи», просто невозможно».
Нескорая «скорая»
«На стадионе должна присутствовать карета «скорой», - утверждает врач московского «Локомотива» Савелий Мышалов.- Огромные физические нагрузки спортсменов, эмоциональные потрясения болельщиков. Случиться может всякое. Лично у нас во время проведения футбольных матчей таких машин как минимум две». «Есть правила проведения спортивных меро-приятий. В них прописано и обязательное наличие медпомощи, в том числе «скорой» и экстренной (реанимобиль), - говорит директор Федерального центра спортивной медицины и лечебной физкультуры Минздравсоцразвития России Игорь Иванов. - Рекомендуется, чтобы на соревнованиях присутствовали: хирург, травматолог, кардиолог и терапевт». По словам президента КХЛ Александра Медведева, соответствующая комиссия была в сентябре в Чехове и подписала акт о соответствии стадиона всем требованиям. Тогда всё было в норме, включая «скорую помощь». И непосредственно перед матчем готовность спортсооружения была официально зафиксирована. Это уже потом выяснится, что машину медиков никто толком не видел. Почему её не оказалось на месте в конце третьего периода этого последнего для Алексея матча, директор «Витязя» Михаил Денисов до сих пор не может понять. Кто-то сказал: «рабочий день у бригады закончился, поэтому и уехали». Вызванные в срочном порядке медики приехали в спорткомплекс спустя 15 минут и, как сообщат позже... с разряженным дефибриллятором. Уколы адреналина не помогли. В больнице врачи пытались запустить сердце Алексея ещё раз десять. Поздно.
Сразу три организации - прокуратура, КХЛ, профсоюз игроков - ищут виновных в этой страшной трагедии. Уже летят головы, продумываются размеры штрафов... Медики говорят, что шанс спасти есть почти всегда. Этим шансом не воспользовались. Погиб известный человек. И это Чехов - всего 55 км от Москвы. Поэтому об этой смерти будут говорить. Долго и громко...
Но страшно представить, сколько «обычных» сердец останавливается по всей стране ежедневно. Сколько раз не оказывалась на месте эта «скорая помощь», которая могла бы не дать умереть нашим родным, друзьям, соседям. Сколько денег сэкономили на жизненно важных препаратах. Сколько электрошокеров забыли зарядить. Сколько людей могли бы ещё жить и жить…