«Они боятся и сдают спортсменов, чтобы угодить IAAF»
Скандальная история с отстранением российских легкоатлетов от выступлений на международной арене получила новый поворот.
С громким заявлением выступила российская бегунья Кристина Угарова, оказавшаяся в числе пяти спортсменов, которых независимая комиссия WADA рекомендовала дисквалифицировать пожизненно.
В интервью, которое легкоатлетка дала агентству «Р-Спорт», Угарова обвинила российские спортивные власти в «сдаче» спортсменов: «Все мои пробы чистые, хочу подчеркнуть, а они выдвигают требование о моей дисквалификации. У любой страны не больше и не меньше проблем, чем у России. Позиция нашей федерации, как мне кажется, такова: чем больше они будут сдавать спортсменов, тем выше шансы на то, что они останутся на своем месте.
Они боятся и сдают спортсменов, чтобы угодить IAAF. Но они не понимают, что если сейчас не начать нас защищать на самом высоком уровне, IAAF будет требовать еще спортсменов, а наши будут говорить – хорошо, этих берите и этих. А потом наша федерация скажет – ой, но нам надо ехать на Олимпиаду, должна же Исинбаева прыгать! А им ответят – а, извините, у вас, смотрите, какие проблемы! И вы никак ехать не можете. Они сами себе яму роют. Если ВФЛА будет сдавать спортсменов, об Олимпиаде можно забыть. Надо сразу бороться за своих, а не говорить – они виноваты, а мы же нет. Поймите, здесь нет виноватых – они хотят всю Россию убрать; мы просто жертвы, любого можно удушить!».«Кого вообще мы сдаем? Мы действуем по правилам»
Спортсменка заявила, что намерена вместе с товарищами по несчастью, попавшими в «черный список WADA, подать иск в связи с выдвинутыми против них обвинениями: «Мы будем подавать коллективный иск – все, кого обвиняют, спортсмены, по крайней мере. Мы уже все на связи. Мы будем подавать в суд по месту прописки этих Степановых. Будет сначала региональный суд, а потом пойдем по нарастающей. Степанова – официально гражданка Российской Федерации. Иск будет подан о защите чести и достоинства, о клевете. Потом будет иск к телеканалу ARD. И для создания профсоюза почти все документы готовы, от его имени мы будем писать официальные письма в федерацию, Олимпийский комитет России – чтобы на всех совещаниях и собраниях от спортсменов был представитель. Чтобы не было предвзятых решений, мы будем направлять своего человека. То есть спортсмены будут отстаивать свои права. У нас же демократия, значит, власть народа».
На эмоциональное выступление Кристины Угаровой уже отреагировали российские спортивные власти. Исполняющий обязанности президента ВФЛА Вадим Зеличенок не скрывал своего раздражения: «До сих пор почему-то такие интервью дают только те спортсмены, которые дисквалифицированы или находятся под угрозой дисквалификации. Пусть приведет фамилии тех, кто хочет создать этот профсоюз – ради бога, это их право и право московской коллегии адвокатов. Но я еще раз повторяю – и в ответах наших IAAF звучало, что, к сожалению, вся информация идет только от тех спортсменов, которые находятся в стадии отстранения или дисквалификации. Ни один действующий спортсмен этой точки зрения не высказал, что мы кого-то там сдаем и так далее. Это глупости, что вообще это за тема времен 37-х годов? Кого вообще мы сдаем? Мы действуем по правилам. Если бы она действовала по правилам, она бы не была сейчас под угрозой дисквалификации».
«Все причастные к употреблению допинга должны быть наказаны»
Выступление Кристины Угаровой резко контрастирует с заявлениями российских официальных лиц, которые в последние дни были сосредоточены на обещаниях в кратчайшие сроки исправить выявленные WADA недостатки, дабы позволить «чистым» российским спортсменам все-таки выступить на летней Олимпиаде-2016.
Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков заявил: «Наши легкоатлеты на какое-то время не имеют возможности участвовать в международных соревнованиях, и такое положение требует принятия скорейших мер. Эти меры будут направлены, в первую очередь, на то, чтобы наши спортсмены восстановили право своего участия в турнирах под эгидой IAAF и затем выступили на Олимпийских играх. Все причастные к употреблению допинга должны быть наказаны, а чистые атлеты не должны быть лишены своего законного права соревноваться. Важно понимать, что мы хотим не просто отбиться от претензий со стороны международных организаций, а реально очистить наш спорт от допинга».
Как и в предыдущих заявлениях российских официальных лиц, имена тех, кому угрожает пожизненная дисквалификация, не прозвучали. И это косвенно дает основания полагать, что борьбу за права этой пятерки спортсменов чиновники, как минимум, не считают приоритетной задачей.
Пожизненное наказание
Напомним предысторию данного скандала. Независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) под руководство Ричарда Паунда в начале ноября опубликовала 323-страничный отчет о применении допинга и других злоупотреблениях в российской легкой атлетике. Помимо показаний анонимных информаторов, обвинений в адрес ФСБ, в докладе содержались и материалы, на основании которых комиссия рекомендовала пожизненно дисквалифицировать пять спортсменок – Екатерину Поистогову, Марию Савинову, Анастасию Баздыреву, Татьяну Мязину и Кристину Угарову. Такое же наказание комиссия предложила вынести тренерам Алексею Мельникову, Владимиру Казарину, Владимиру Мохневу, Виктору Чегину и специалисту международного уровня по антидопингу Сергею Португалову.
В качестве доказательства вины спортсменок комиссия приводила материалы документального фильма немецкого телеканала ARD, состоявшего из нескольких серий, в котором рассказывалось о систематическом применении допинга в России.
Главными героями фильма стали легкоатлетка Юлия Степанова (до замужества Русанова), ранее дисквалифицированная за допинг, и ее муж Виталий Степанов, бывший сотрудник РУСАДА, рассказавшие об использовании запрещенных препаратов в российской легкой атлетике.
В фильм вошли кадры, снятые Степановой при помощи скрытой камеры. На них она заводит со своими подругами по команде разговор о допинге, и те признаются в его использовании.
«Это наша система, в России только так это и работает»
«Как еще нам чего-то добиваться? Это наша система, в России только так это и работает. Слава богу, мой тренер работает с Мельниковым, он помогает покрывать тесты. Они позволяют ему менять даты допинг-контроля. Оксандролон восстанавливает меня очень быстро – менее, чем за 20 дней», – такие слова в фильме, в частности, говорит олимпийская чемпионка 2012 года в беге на дистанции 800 метров Мария Савинова.
Автор скандального фильма Хайо Зеппельт получил за него приз на одном из фестивалей, а его картина стала поводом для расследования, которое теперь сотрясает не только легкую атлетику, но и весь российский спорт.
На первый взгляд, доказательства действительно убийственные. Международная федерация легкоатлетических федераций (IAAF) еще летом 2015 года, не дожидаясь публикации отчета независимой комиссии WADA, потребовала от Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) дисквалифицировать Савинову, а также Поистогову, Баздреву и Угарову. Правда, тогда речь шла о четырехлетней, а не пожизненной дисквалификации.
О мотивах, которые толкнули Юлию Степанову, ранее дисквалифицированную, кстати, на основании анализов российской антидопинговой лаборатории, за применение допинга, заниматься сбором подобных доказательств, уже говорилось ранее. Теперь стоит взглянуть на сами доказательства.
Диктор вместо спортсменок
Начнем с того, что по обычному законодательству подобного рода съемки вообще не могут быть признаны доказательством. Это, кстати, накануне подтвердил и глава Минспорта России Виталий Мутко: «Вы помните, что на основании фильма, который был показан немецким каналом, была создана независимая комиссия. Для фильма была собрана информация не на основе нашего законодательства. Речь идет о прослушках телефонных звонков, скрытых камерах, записываниях».
Но это мелочи. В современном профессиональном спорте, в отличие от жизни, действует «презумпция виновности». Спортсмен, не только уличенный в допинге, но просто не оказавшийся в указанном месте во время внезапного появления допинг-комиссаров, может быть подвергнут строжайшему наказанию. А допинг-комиссары могут явиться не только на сборы, но и домой, вытащить спортсмена хоть из ванной, хоть из супружеских объятий, и потребовать сдать анализ. И упаси бог возмутиться такой беспардонностью – одно это возмущение может стоить спортивной карьеры.
Интересен другой момент: свое признание на видео Мария Савинова и другие российские спортсменки делают не своим голосом. Текст их слов для фильма озвучивает диктор.
Автор фильма Хайо Зеппельт утверждал, что у него существует запись слов российских спортсменок целиком в оригинале. Однако она так нигде и не появилась. Ныне уже отправленный в отставку из-за данного скандала глава ВФЛА Валентин Балахничев утверждал, что телеканал ARD прислал официальный отказ в предоставлении исходного материала с русским голосом. Мотивировка – такова политика телеканала.
Оснований утверждать, что такой записи не было и нет, нельзя. Однако и ее наличие ничем не подтверждено. Сами обвиненные в применении допинга спортсменки говорят, что не произносили приписываемых им слов.
Размен чемпионок
И кому прикажете верить? Международные спортивные чиновники верят Русановой-Степановой и телеканалу ARD, российские, судя по их последним действия, готовы с этим согласиться.
Причину такой покладистости АиФ.ru пояснил источник, знакомый с ситуацией – на самом верху российской власти принято решение во что бы то ни стало добиться участия российских легкоатлетов в Олимпиаде-2016. Этого можно добиться только при условии достижения компромисса с WADA и другими международными структурами. Путь судов и оспаривания предъявленных обвинений грозит растянуться на месяцы и годы, и тогда прощай, Рио!
И складывается парадоксальная ситуация – право на участие в Играх-2016 олимпийской чемпионки Исинбаевой разменивается на пожизненную дисквалификацию олимпийской чемпионки Савиновой.
Еще раз повторим: утверждать, что обвиненные в применении допинга российские спортсменки ни в чем не виноваты, мы не можем. Однако требование пожизненной дисквалификации на фоне сомнительных и незаконным путем полученных доказательств выглядит самым настоящим произволом, тем самым к месту и ни к месту упоминающимся «37-м годом». Тогда, как известно, судьбу арестованных решали «тройки». По злой иронии, независимая комиссия WADA во главе с Ричардом Паундом тоже состоит из трех человек.
Ричард Паунд, кто обманщик?
Дело ведь не только в сомнительной видеозаписи. Вот, к примеру, все та же олимпийская чемпионка Мария Савинова. В 2013 году на чемпионате мира в Москве на дистанции 800 метров она завоевала серебряную медаль и, как все призеры, проходила обязательный допинг-контроль, который ничего не выявил. Ну так это ясно, возразите вы, ее прикрывала российская антидопинговая лаборатория.
Но вот вам лишь небольшая часть из спортивной биографии Савиновой: 2009 год –1-е место на чемпионате Европы в закрытом помещении в Турине, 2010 год – «золото» на чемпионате Европы в Барселоне и 1-е место на чемпионате мира в закрытом помещении в Дохе, 2011 год – «золото» на чемпионате мира в Тэгу, 2012 год – «золото» на Олимпиаде в Лондоне.
Все это время Савинова проходила допинг-контроль, который ничего не показывал, при том, что проверку анализов осуществляла отнюдь не московская лаборатория. Или все-таки анализы Савиновой не были «чистыми»? На это делаются намеки в связи с расследованием фактов коррупции IAAF. Тот же Хайо Зеппельт вещает о якобы тысячах сомнительных проб.
Но тут одними чиновниками не отделаешься. Такая грандиозная афера не могла бы состояться без активной помощи высокопоставленных сотрудников WADA, бывшим главой которого является нынешний председатель независимой «тройки» по разоблачению российской легкой атлетики Ричард Паунд. И вряд ли подобные злоупотребления осуществлялись только ради российских спортсменов, тогда выходит, что вообще вся современная легкая атлетика – это форменная «липа», построенная на обмане.
Бездоказательно, скажете? Ничуть. Все вышеизложенное ничем не отличается от отчета комиссии Паунда. А что до видео, то на любое изображение самого господина Паунда можно с легкостью наложить любой русский текст, в котором он будет откровенничать на необходимые темы – ровно так же, как это сделано с Марией Савиновой и другими российскими спортсменками.
Каждый сам за себя?
Обсуждать версию о мировом заговоре против России мы не будем, поскольку дело не в нем, а в судьбе легкоатлеток, защищавших честь Российской Федерации.
Они, по крайней мене, имеют право на честное разбирательство, а не на судилище с заранее вынесенным приговором.
Хорошо устроились все: международные спортивные чиновники и примкнувшие к ним журналисты громят «прогнившую допинговую систему России», отечественные спортивные функционеры в спешном порядке исправляют недостатки во имя «участия честных спортсменов в Олимпиаде», российские оппозиционеры бичуют «спортсменок-допингисток» как «продукт преступного режима Путина».
И никому нет дела до живых людей, жизни которых в настоящее время ломают через колено.
Не для нас ли они шли к победе? Не для нас ли переносили тяжкие нагрузки, жертвовали здоровьем? Почему же мы с такой легкостью от них отрекаемся?
Создается впечатление, что Мария Савинова, Кристина Угарова и их подруги по несчастью стали пешками в большой и грязной игре, пешками, которыми жертвуют без сожалений и раздумий.
И тогда так ли уж не права Юлия Русанова-Степанова, решившая действовать по принципу «тонешь сам – топи другого»?
На Олимпиаде 2004 года в Афинах золотую медаль в толкании ядра завоевала россиянка Ирина Коржаненко. Однако вслед за этим ее обвинили в употреблении допинга и дисквалифицировали пожизненно, потребовав вернуть золотую олимпийскую медаль. Но Коржаненко, не получившая от российских спортивных властей ни защиты, ни помощи, медаль возвращать отказалась. Принудить к этому спортсменку, дисквалифицированную пожизненно, оказалось невозможно.
Этот поступок Ирины Коржаненко многие осудили. Но глядя на то, что происходит сейчас, понимаешь, что, как говорится, все не так однозначно.