Примерное время чтения: 5 минут
333

Олимпиада дорожает, потому что ей занимаются госкорпорации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Саянская трагедия: Дневник выжившего в аду 30/09/2009 Сюжет Олимпиада в Сочи-2014

Премьер потребовал снизить расходы. До какой же степени участники проекта позволили себе обнаглеть?

Р. А б а з о в, Алтайский край

Отвечает Кира Лукьянова, член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:

- Стоимость олимпийских объектов действительно может быть ниже на 15-50%. Такая разница складывается, на мой взгляд, из трёх составляющих: коррупция, отсутствие здоровой конкуренции и недостаток современных технологий.

Смета Олимпиады-2014 (порядка 12-14 млрд долларов) превосходит средние расходы на проведение зимних Олимпийских игр в Ванкувере (1,9 млрд долл.), Турине (4,1 млрд долл.), Солт-Лейк-Сити (1,3 млрд долл.) в 3-10 раз. Конечно, эти города не нужно было отстраивать с нуля, в отличие от Сочи, где основная часть средств уходит на дороги и энергетику.

Большинство средств проходит через госкорпорации, а практика показывает, что их проекты обходятся в два раза дороже. Процедура выбора подрядчика при госзаказе остаётся запутанной и непрозрачной. Это касается не только Сочи. В России госзаказы и государственные тендеры часто сопровождаются «откатами». Уже выявлено завышение стоимости по 4 объектам в Сочи на 7,5 млрд руб. (около 2% от общих затрат на Олимпиаду). Можно предположить, что это лишь вершина айсберга.

Расходы на сочинскую стройку века не только нужно, но и можно значительно сократить. Пример. Решили немного перенести остров «Федерация» - и стоимость проекта сократилась почти в два раза. Уверена, если таким же образом «перетрясти» другие объекты (а их десятки), казна получит «солидную прибавку к пенсии» - к социальному блоку. Тем более что на 2010 г. бюджет остаётся дефицитным.

Сочинское строительство началось слишком поспешно, за олимпийские площадки взялись с таким энтузиазмом, что не могло хватить времени на нормальный бизнес-план. А теперь всё подвёрстывается на ходу. Кто строит Сочи? Только госкорпорации и парочка олигархов, один из которых решил построить собственный Куршевель на российском побережье. Иностранные компании изначально проявляли к Олимпиаде-2014 большой интерес. Это сейчас мы говорим о подрядчиках из  США, Австрии, Германии, которые дают более низкую цену. Почему нельзя было рассмотреть их предложения пару лет назад, когда средства не были потрачены? Прямые обязанности «Олимпстроя» - выбрать наиболее выгодных подрядчиков. У европейцев есть передовые технологии и наработки. Есть свежий опыт олимпийского строительства у китайцев. У нас же работают по старым нормативам, с крайне низкой производительностью и каждый раз вздыхают, какой же сложный рельеф и как тяжело работать. Поэтому километр дороги Адлер - Красная Поляна у нас стоит 140 млн долл. Она золотом или платиной будет выложена? В Монако - похожий рельеф, но там дороги обошлись значительно дешевле.

Безусловно, нужно корректировать законодательство. Нормативы строительства и техрегламенты будут приняты уже этой осенью. Обратите внимание и на другое: нет  контроля за целевым и эффективным использованием госсредств. Даже в бюджете, который мы принимаем, написаны только миллиардные суммы, которые нужно выделить, а подробного обоснования нет. Нет прозрачности и контроля - махровым цветом цветёт коррупция. Вот ею и нужно заниматься. Тогда вопрос о сокращении расходов на Олимпиаду отпадёт сам собой.

Кстати

Стоимость 1 км дороги (млн долл., по версии строителей)
Россия 60-180
Швейцария 20-26
Германия 11-14
Чехия 10-12
США 4-9
Польша 7-8
Данные Союза инженеров-сметчиков

Мнение эксперта

Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков:

- При строительстве около 85% российских дорог можно найти финансовые нарушения: в сметах приписываются «левые» суммы и завышаются объёмы выполненных работ. А ведь на это идут народные деньги из госказны! Дороговизну трасс объясняют тем, что мы учитываем расселение людей, живущих на месте строительства, выкуп земли и т. д. А иностранцы, мол, считают только стройматериалы. Лукавят наши дорожники. Их заграничные коллеги вмещают в сумму (минимум в три раза меньше нашей) и покупку земли, и сами стройработы, и - что нам и не снилось - оборудование парковок и даже установку телефонов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы