Отец моей подружки, болельщик и эстет, давным-давно на самые красивые моменты матчей отзывался воплем: «Какой футбол? Балет!» Мы втихомолку хихикали. Но годы пробежали - и мой нынешний опыт балетного критика показывает, что он был не так уж и неправ. Связь между этими двумя мирами очевидна.
Кто следил внимательно за прошедшим чемпионатом мира, тот поймёт. На стадионах шли спектакли. Аншлаги переплёскивались через край. Нам продемонстрировали надёжные ноги, не говоря уж о координации, реакции и понимании своего места в общем спектакле.
Маэстро Гергиев, в детстве едва не вылетевший из музыкальной школы за страсть к футболу, сверял свой дирижёрский рабочий график с сеткой важных матчей. Дикий болельщик пианист Денис Мацуев срывал голос в телезаставке. А маэстро Башмет, хоть и говорит, что его спортивное мастерство улучшено оператором, всё же останавливал мяч под дирижёрским пультом - в ролике открытия ЧМ-2018.
То ли дело артисты балета: ноги берегут - как средство производства. В футбол играют только на сцене - очень художественно.
Футбол в балете
Легенда Большого театра Асаф Мессерер придумал когда-то знаменитый балетец «Футболист», сдобрив его фирменным шармом Мессереров-Плисецких со всеми положенными аттитюдами на пас, антраша - на нервную оборону и гран жете - на хороший удар. Десятилетия спустя его повторил любимец публики Владимир Васильев, и оказалось, что «Футболист» не только не устарел, но даже прибавил в смыслах и технике.
Дальше всех в деле общности балета с футболом продвинулся норвежец Йо Стромгрен, поставивший одноактный «Дань танца искусству футбола». Спектакль сугубо мужской, мужчины в нём забывают свои балетные добродетели вроде выворотных стоп, зажатых спин и высокодуховных бровей домиком. Носятся от кулисы к кулисе, как от ворот к воротам. Хитрыми пируэтами рвут друг у друга мяч из-под ног. Валятся оземь в кульбитах. И реагируют на свисток, хотя порой сатанеют. Но даже проигравших игроков тут встречают как победителей - потому что, по большому счёту, так оно и есть.
Балет в футболе
В обратной оптике всё выглядит похоже. После этого чемпионата запомнятся поэтичные проходы Марио Фернандеса. И яркие реплики Алана Дзагоева. И вариации аллегро невелички Луки Модрича. И основательные выносы Гарри Кейна. Стенки выстраивались - как для танца маленьких лебедей. Дзюба, Мбаппе, Кавани или Лукаку - любой в них готов был к танцу с саблями.
Плюс командные стилевые признаки вроде безудержного артистизма бразильцев или сдержанности англичан. А самый массовый кордебалет болельщиков? Всё как в театре.
Голкиперы вообще только и делали, что танцевали. Ставший национальным достоянием вейп Акинфеева очень похож на боевые прыжки Спартака в одноимённом балете. «Нога Акинфеева» - это можно даже принять как термин наравне со старым балетным «жете ан турнан ан лер». Что значит всего лишь «прыжок с поворотом в воздухе».
Подытожим. Что показал нам прошедший чемпионат? Если футболистам улучшить манеры и добавить изящества, они бы легко справились с каскадом убойных прыжков и прочей балетной премудростью. Пусть даже в их спектаклях главным остаётся мяч.