Слушатели Государственного университета управления по специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» посетили новый офис «Яндекса» в деловом квартале «Красная Роза». Встретивший их директор компании по маркетингу сервисов Андрей Себрант рассказал о популярном поисковике, о происходящих внутри него процессах и о месте, которое занимает в этих процессах маркетинг.
Об основном бизнесе «Яндекса» Наш основной бизнес заключается в том, чтобы отвечать на вопросы. При этом надо учитывать, что интернет-поиск - это, прежде всего, очень дорогие и очень сложные технологии. Стран, располагающих ими меньше, чем тех, что имеют ракетное и ядерное оружие. Тем приятнее осознавать, что в России полноценных поисковых систем существует сразу три - «Яндекс», Rambler и Mail.ru.
Говоря о собственно вопросах, мы разделяем их на заданные, то есть вбитые в строку поиска, и незаданные, то есть не сформулированные вербально, но все равно интересующие людей. Ответы на них можно найти на наших многочисленных сервисах. Например, на Новостях, Маркете или Погоде».
О динамике развития и оборотах «Яндекса»
«Яндекс» - достаточно быстро развивающаяся компания. Приведу некоторые цифры: если в 1997-м году наши пользователи сделали 10 тысяч запросов (тогда казалось, что это очень много), то в 2010-м это число достигло 10 миллионов. Количество же самих пользователей поиска с 2003 года выросло с одного до 14 миллионов человек.
Дата-центры и сети «Яндекса» в настоящий момент расположены во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Франкфурте-на-Майне. В компании работают больше двух тысяч сотрудников из России, Украины, Казахастана, Белоруссии и США.
Годовой оборот «Яндекса» с 2003 по 2008 годы вырос с 50 до 300 миллионов долларов. Прибыль, начиная с 2004 года, находится на уровне 50 процентов. Основной доход компании приносит реклама: около 80 процентов - контекстная, и 20 процентов - баннерная. При этом главным приоритетом «Яндекса» все равно остаются интересы пользователей, а вовсе не клиентов, приносящих деньги».
О философии отношения к пользователям
«Представим себе следующую ситуацию: какой-нибудь рекламодатель готов заплатить 20 миллионов долларов, за то, чтобы логотип его компании некоторое время постоял на нашем сайте рядом с логотипом «Яндекса». Я вам скажу: это предложение даже рассмотрено не будет. Потому, что есть подозрение, что такое размещение покоробит наших постоянных пользователей, может им не понравиться. А пользователь - это святое. Без него мы умрем, а мы собираемся жить долго и счастливо.
Еще один момент: нельзя быть лидером по количеству пользователей и искренне этих пользователей не любить. Человек, считающий, что по улице ходит быдло, работать в маркетинге не будет. По крайней мере – в «Яндексе». Как вычислить такого человека? Это довольно просто. Во время интервью такой человек обязательно выдаст себя, пусть даже на подсознательном уровне».
О требованиях, предъявляемых к сотрудникам «Яндекса»
«Я составил некий рейтинг - оказывается, в нашей компании работают выпускники 150 вузов. А в Top Five входят МГУ, СПБГУ, MФТИ, МГТУ имени Баумана и МИФИ. Однако, конечно, сам факт того, что вы закончили один из этих институтов, ничего не значит.
Как происходит прием на работу в «Яндекс»? Как правило, руководитель отдела или департамента, в котором есть вакансия, размещает соответствующее объявление. Затем он же тщательно изучает ответы на тестовые вопросы, опубликованные в описании вакансии. В среднем один из десяти человек, их приславших, приглашается на интервью. Один из десяти приглашенных его проходит и принимается на работу.
Главное внимание при подборе сотрудников в департаменте маркетинга и в компании в целом уделяется нешаблонности и скорости мышления соискателя, его готовности учиться и умению находить нестандартные решения различных задач. Человек может чего-то не знать, не владеть какой-то информацией, но если у него светлая голова он нам, скорее всего, подойдет.
Вот, кстати, смотрите, кто работает в департаменте маркетинга «Яндекса»: литературный сотрудник, специалист по творчеству Алексея Максимовича Горького. Океанолог-эколог. Инженер-физик, это я. Оператор-режиссер, выпускник новосибирского колледжа искусств. Педагог, специалист по работе с детьми-олигофренами: владение этой профессией, к слову, очень помогает при общении. В общем, дипломированных маркетологов у нас практически и нет. Я с такими общался. Это люди с абсолютно искалеченными мозгами».
О субординации, принципах сотрудничества и мотивации
«Руководитель в «Яндексе» не может быть тираном. По определению. У нас в компании вообще не издается никаких приказов. Ну, кроме разве что формальных приказов об отпусках. Обо всем остальном начальники и подчиненные договариваются. «Мы обо всем договорились и со всем согласились», - это вообще лучшая мотивация изо всех мне известных. Человека, мотивированного таким образом, можно уже не проверять.
Мы в нашей компании вообще много разговариваем и совещаемся. Понятно, что общение проходит в Интернете. Однако одной виртуальности мало. Необходимы и живые совещания. Менеджер, не умеющий их готовить и проводить, профнепригоден.
К слову, результаты наших совещаний, краткие резюме, информацию о принятых решениях, выходах, найденных из затруднительных ситуаций, мы публикуем в корпоративной wiki, где с этими данными может ознакомиться любой сотрудник компании. У нас нет внутренней конкуренции и невозможно представить себе, чтобы сотрудники одного департамента, располагая информацией, которая могла бы пригодиться сотрудникам другого, не поделились бы ею или стали бы скрывать ее от коллег».
P.S. Андрей Себрант советует прочесть: Ицхак Кальдерон Адизес, «Идеальный руководитель: почему им нельзя стать, и что из этого следует» - Москва, «Альпина Бизнес Букс», 2008