Примерное время чтения: 21 минута
961

Екатерина Скоробогатова: «У Facebook нет целевой аудитории. Наша аудитория – это все»

Екатерина Скоробогатова пришла в компанию Facebook в 2010 году в качестве менеджера по развитию в России. До этого Екатерина занимала различные позиции в компании Nokia, в рамках которых отвечала за развитие бизнеса и продаж в России, Украине, Казахстане и Турции, а также за стратегическое планирование, развитие бизнеса и взаимодействие с ключевыми Интернет-игроками в России и СНГ в Nokia Interactive.

      

     

Павел К: — Екатерина, добрый день! Есть ли разница между зарубежной, скажем, американской версией Facebook и российской? Разница в доступных функциях и т.п.?

Е.С.: — Практически нет. У нас один большой глобальный продукт, который работает совершенно одинаково во всем мире, но иногда мы запускаем некоторые функции для пользователей отдельных стран. На прошлой неделе у нас появилась функция перевода публикаций. Русские пользователи могут перейти на страницу, скажем, любой знаменитости в Facebook, нажать кнопку «Перевести» и получить автоматический перевод.

   

Ведущий конференции: — А обратной функции не предусмотрено? Чтобы человек мог свои собственные сообщения перевести или завести английскую страницу для себя?

Е.С.: — Человек может завести свою страницу на русском, через некоторое время его друзья из Англии или других стран увидят кнопку «перевести» под его публикациями и смогут читать то, что он пишет на своем языке.

     

small-nn: — Катя, у меня к вам несколько вопросов, буду признательна за ответы. Мне ваша личность интересна с точки зрения темы «Женщина и карьера». Вопрос первый: сколько часов вы работаете? Второй: карьера и семья - вещи совместимые? Третий: кем вы видите себя через 5-7 лет? Четвертый: довольны ли вы той позицией, которую занимаете сейчас?

Е.С.: — Я работаю много, но работаю по-разному: от 8 до 12-14 часов. В выходные работаю тоже, если мы запускаем какую-то функцию или нужно что-то срочно сделать. Но традиционно стараюсь отдыхать, иначе не останется сил работать в течение недели. Карьера и семья — вещи совместимые, но очень тяжело совместимые, очень много усилий нужно для этого прилагать и всегда об этом балансе думать. Кем себя вижу через 5-7 лет? На многих собеседованиях задают этот вопрос, но, мне кажется, я так и не смогла ни разу ответить на этот вопрос. Про позицию: мне интересно то, что я делаю. Мне просто нравится моя работа.

     

Зингер: — Катюша, когда вы наконец уберете бесконечные сообщения о чужой дружбе из френдленты? Невозможно же читать. Надо дать возможность юзерам самим отключать чужие уведомления.

Е.С.: — В принципе, мы позволяем пользователям очень гибко настраивать свою ленту новостей, но я объясню, почему эти сообщения являются очень важными. Дело в том, что изначально Facebook был интересен как «пространство» друзей, то есть если мы сообщаем, что кто-то из ваших друзей добавил кого-то в друзья, то тем самым мы позволяем вам найти кого-то, с кем вы, возможно, тоже хотите подружиться. Нам представляется, что эта сервисная составляющая нужна и полезна пользователям.

Для активных пользователей, которые набрали большое количество друзей, подобные сообщения, конечно, не представляют никакого интереса, только засоряют ленту. Мы это понимаем и думаем над этим.

     

Геннадий Н: — Мне кажется, стоит вот о чем сказать: Марк Ц. не раз называл Россию приоритетным направлением, а от ВК вы как отставали, так и отстаете. Ваше присутствие тут напоминает США в Ираке: весь мир вас знает, но здесь ФБ не в особом фаворе, если верить статистике.

Е.С.: — Россия является важным направлением потому, что Россия — это рынок, на котором присутствует несколько крупных ярких социальных сетей и конкурентов, и уровень проникновения Facebook ниже, нежели на других рынках. Поэтому, безусловно, для нас этот рынок важен в рамках этого соотношения, когда есть аудитория, которая активно пользуется социальными сетями, но не пользуется Facebook. При этом очень важно понимать, что Facebook представляет собой некий сервис, при работе с которым мы всегда думаем обо всей глобальной аудитории. Стратегически для сервиса не очень правильно говорить о том, что мы запускаем что-то только для одной страны. Мы стремимся максимально учитывать потребности российских пользователей, но при этом все приоритеты выстраиваются от того, каким мы хотим видеть Facebook как продукт для глобальных пользователей.

     

Екатерина, Воронеж: — Скажите, а сколько на сегодня зарегистрировано пользователей в русскоязычном «Фейсбуке»? И кто пользуется «Фейсбуком» сегодня? Кому и почему он может быть интересен?

Е.С.: — К сожалению, я не могу озвучить эту цифру, потому что мы озвучиваем цифры только глобальной аудитории и делаем это очень редко. У нас нет статистики, о которой мы отчитываемся. Как компания, которая не является публичной, мы оставляем за собой право решать, какую статистику и какую информацию о себе мы отдаем.

Важно понимать, что у Facebook нет отдельной целевой аудитории. Наша аудитория — это все, даже не обязательно пользователи Интернета. Например, в Индии и Бразилии люди активно пользуются Facebook через SMS. Безусловно, когда сервис начинает развиваться в той или иной стране, в России, например, он начинает развиваться от какого-то ядра пользователей. В России — это люди, которые много путешествовали, у которых были друзья за границей, и, соответственно, они начинали пользоваться Facebook для того, чтобы общаться со своими друзьями. Это и определило портрет аудитории: жители больших городов чаще всего молодые, открытые. Поскольку Facebook был переведен на русский язык в 2008 году, первые пользователи сервиса знали английский язык. Сейчас сервис становится все более массовым, но до сих пор это преимущественно жители больших городов.

     

Ведущий конференции: — Вы сказали, что Facebook перевели на русский в 2008 году, а вы пришли в компанию в 2010. Два года Facebook жил самостоятельно без всякого контроля. Вы не знаете, что повлияло на решение руководства нанять людей для работы в России?

Е.С.: — Мы очень внимательно смотрим на разные рынки. Российский рынок является, как я уже говорила, очень конкурентным из-за присутствия нескольких игроков, поэтому было принято решение, что нужна какая-то команда, которая будет более внимательно следить за происходящим.

      

Марина Некрасова: — Екатерина, расскажите, в чем особенность работы в такой необычной компании как FB?

Е.С.: — Русский Facebook — это несколько человек, которые занимаются несколькими отдельными проектами, каждый из них является самостоятельной единицей. Их совсем немного, состав у нас текучий. Что касается особенностей работы в глобальном Facebook, то есть несколько основополагающих принципов. Основной, который бы я выделила, — это открытость. Безусловно, в компании ценится личная инициатива, у каждого сотрудника компании есть своя зона ответственности, за которую он отвечает целиком и полностью сам и принимает решения тоже сам. Это очень интересно и приятно, потому что, по моему мнению, чем больше самостоятельности может быть предоставлено сотрудникам, тем более интересно и активно они будут работать.

     

Ульяна Ц.: — Екатерина, добрый вечер! Почему Facebook в большей степени популярен в Америке, а в России пальму первенства удерживает «ВКонтакте»?

Е.С.: — Миграция из одного социального сервиса в другой — дело довольно сложное и постепенное, потому что пользователя удерживает в рамках одного социального сервиса его круг друзей. Любые процессы, которые происходят в этом поле, постепенны и незаметны.

      

Царевна Ольга: — В правом верхнем углу появляются профили незнакомых мне людей под заголовком «Возможно, Вы их знаете», и это точно не друзья друзей. Могут ли это быть те люди, кто просматривал мой аккаунт? И по какому принципу «Фейсбук» мне именно их профили предлагает посмотреть?

Е.С.: — Это очень хитрые «военные» тайны. На самом деле есть ряд алгоритмов, по которым мы определяем, кого предложить вам в друзья. Большей части людей, которая пользуется сайтом (мы отслеживаем эффективность подобных предложений), это нравится, и рано или поздно они находят людей, с которыми когда-то встречались.

     

Ведущий конференции: — Наверное, такой же будет ответ на вопрос «Как формируется лента из популярных сообщений»?

     

Е.С.: — В каждый момент времени лента сообщений пересчитывается исходя из множества параметров, но есть некие основные. Во-первых, мы смотрим на количество комментариев и отметок «Мне нравится», затем смотрим, является ли человек, чьи сообщения мы поднимаем, вашим близким другом, как часто вы с ним общаетесь, как часто вы его комментируете, а также смотрим, за какой временной промежуток публикация набрала определенное количество комментариев или отметок «Мне нравится».

Я называю только базовые параметры, на самом деле их намного больше. И новостная лента все время дорабатывается, так как является важной частью нашего продукта. Люди проводят много времени в Facebook и для нас очень важно сделать ее релевантной.

     

Нати: — Добрый день, Екатерина, вы лично знакомы с Цукербергом? Если да, то поделитесь впечатлениями. И насколько вы сами активны в Facebook, вы сапожник без сапог или все-таки с сапогами?

Е.С.: — Я встречалась с Цукербергом в рамках рабочих встреч. Наше знакомство было кратким, но Марк продолжает быть вовлеченным в процесс разработки Facebook, поэтому сеть все время движется и меняется. Все важные решения глобального характера принимаются Марком и его командой. Что касается моей активности, то большая часть моей рабочей и личной переписки осуществляется через Facebook, соответственно, у меня много друзей.

    

Ведущий конференции: — А другими сетями не пользуетесь или вы там даже не присутствуете?

Е.С.: — Не могу сказать, что пользуюсь, но у меня есть профиль во всех социальных сетях России.

     

Ведущий конференции: — А в «Твиттере»?

Е.С.: — И в «Твиттере», но пишу я очень редко, в основном отправляю туда разные ссылки. Для меня Twitter — это такое пространство, где я сохраняю для себя какие-то вещи, которые мне понравились, но у меня нет желания их обсуждать.

    

Ведущий конференции: — А у вас есть какая-то политика френдования или всех готовы к себе пригласить?

Е.С.: — Я принимаю запросы на добавление друзей только от тех людей, которых я знаю лично, и пользуюсь разными штуками: создаю списки друзей, создаю группы. У меня есть несколько групп: с друзьями, коллегами, агентствами, это закрытые группы, где нам удобно обсуждать какие-то наши внутренние вопросы.

    

Ведущий конференции: — По вашему мнению, блогосфера умирает?

Е.С.: — Блог — это довольно сложная форма, которую осиливают не все. Мне кажется, что Facebook, например, в этом отношении проще, он позволяет публиковать очень короткие сообщения. Соответственно и получить отклик очень просто, поэтому людей, которые публикуются в Facebook, гораздо больше чем тех, кто пишет в блоге. Но при этом, мне кажется, блогосфера не умирает, она немного меняет свою форму: остаются люди, которые действительно пишут хорошо, активно, много, интересно, у них есть своя аудитория. Все крупные, большие блоги остаются. Соответственно те люди, которые раньше вели блог, но на самом деле у них не было возможности, желания, навыков, умения писать длинные, интересные высказывания, сейчас начинают пользоваться такими платформами как Facebook.

     

Юлия 1982: — Почему в «Фейсбуке» нельзя скачивать музыку? Что за отвратительная система уведомлений! Надоело, когда постоянно приходят сообщения типа «Петя Иванов прокомментировал фотку Маши Ивановой, которую ты уже хрен знама когда откомментировал». Я не знаю этих людей, и мне до одного места, как они прокомментировали фотку моего друга! И вообще, опций в FB гораздо меньше, чем «ВКонтакте»!

Е.С.: — Дело в том, что Facebook очень уважает авторское право. Сейчас очень много сайтов разрабатывают способы предоставления контента, чтобы пользователи могли слушать музыку онлайн, но для Facebook музыкальная интеграция сложна именно с точки зрения соблюдения авторских прав.

Девушке не нравится уведомление о том, что кто-то оставил комментарий под той фотографией, которую она когда-то прокомментировала? Невозможно все на сайте сделать так, чтобы нравилось всем, но при этом любое решение: архитектурное, дизайнерское, основано на пользовательском фидбэке, то есть на том, каким образом люди реагируют, как часто они переходят по этим уведомлениям и так далее. Я не являюсь разработчиком продукта, мне сложно комментировать вопрос со всеми деталями, но совершенно точно могу сказать, что все решения, связанные с Facebook, выверены и всегда основаны на удобстве пользователей. Мы никогда ничего не запускаем без соответствующего тестирования.

    

Ведущий конференции: — А вы тестируете маленькой группой или «выкатываете» для всех и смотрите на реакцию?

Е.С.: — По-разному, но любые нововведения в рамках Facebook, как и любого другого интернет-сервиса, появляются постепенно, то есть невозможно нажать на кнопку и у всех все сразу заработало. Мы запускаем продукт и наблюдаем, как люди начинают взаимодействовать с очередными нововведениями. Есть специальные команды, которые смотрят за тем, что происходит, нравится, не нравится, как это влияет на весь остальной сайт. Это довольно сложная система.

     

Ведущий конференции: — Хочу сказать несколько слов о спецпроекте, который запущен «Аргументами и фактами». Он называется «Путеводитель по Facebook». Мы там выкладываем статьи, отвечаем на вопросы, как настраивать, как работать с этой сетью. Если вы хотите знать, как правильно пользоваться Facebook, добро пожаловать на www.aif.ru/facebook. Я думаю, Катя подтвердит, что там интересно.

Е.С.: — Да, очень интересно. Я благодарна «АиФ» за подобный совместный проект, прежде всего, потому что в Facebook есть много вещей, которые первое время непонятны, а этот путеводитель очень хорошо все объясняет.

     

Лев Николаевич: — Почему на «Фейсбуке» так мало критериев для поиска уже зарегистрированных там людей, зато так много способов пригласить туда новых? Такое чувство, что FB заботится о расширении пользовательской базы больше, чем об укреплении социальных связей. В «Фейсбуке» не больше десяти критериев для поиска какого-то человека. Тогда как во «Вконтакте» их более 50 (пятидесяти!) — можно даже не знать имени человека, чтобы найти его по всей базе.

Е.С.: — Наверное, нужно сделать шаг назад и объяснить концепцию Facebook. Дело в том, что Facebook был задуман для того, чтобы люди могли общаться с теми, кого они знают. Это был студенческий сервис и появился только в нескольких университетах, соответственно, был сделан таким образом, чтобы в нем было удобно находить знакомых. Основной механизм поиска друзей в Facebook — это анализ адресных книг. Когда вы регистрируетесь на Facebook, он предлагает проанализировать ваш адрес и, исходя из этого, предлагает вам пользователей, которые могут быть вашими друзьями. Если проанализировать то, что делают русские пользователи в социальных сетях, то многие люди очень активно используют свои аккаунты , чтобы знакомиться с новыми друзьями, то есть не для того, чтобы найти тех людей, которых они уже знают. Возможно, для этого Facebook является не самым оптимальным механизмом.

     

Шурпа: — Расскажите, почему цены на рекламу в «Фейсбуке» для России постоянно растут? Как вы хотите победить «Вконтакте», когда у вас даже нет сопоставимого таргетинга?

Е.С.: — Цены на рекламу устанавливаются не Facebook, потому что реклама продается в рамках аукционной модели, соответственно, большое количество брендов, большое количество людей, которые ведут свои сообщества на Facebook, активно начинают покупать эту рекламу и цена взлетает. Я не думаю, что основной задачей Facebook является победить какой-либо сервис в России в рамках рекламных возможностей. Реклама, безусловно, важна как бизнес-модель сервиса, но она является второстепенной задачей, потому что основной задачей Facebook является развитие самого сервиса.

     

Джексон: — Екатерина, скажите, почему «Фейсбук» так сильно ориентирован на корпоративный сектор и так мало на простого пользователя? Очень много рекламы. А изменения интерфейса едва ли пошли на пользу простому юзеру, зато позволили удобнее расположить рекламу.

Е.С.: — Прокомментировать я это не могу, но как любую критику, мы ее услышали.

      

СергейX: — Когда FB станет считать Россию страной и выделит для рекламных агентств 1-2 человека на решение вопросов по работе с рекламными возможностями FB. Сейчас, в лучшем случае, через 2-3 недели скажут идти в правила и все.

Е.С.: — Мы работаем сейчас над этим, но сказать, когда именно это произойдет, я сейчас не могу. Мы знаем, что сейчас на рынке есть очень большая потребность в специалистах, которые бы объясняли, как работает реклама на Facebook, и работали бы с рекламными агентствами.

      

Вячеслав Квирикашвили:  Почему люди месяцами не получают ответов на свои проблемы? Я таких знаю уже больше десятка. И знаю примеры, когда люди именно по этой причине - баги и отсутствие реакции на проблемы - уходили с ФБ.

Е.С.: — Объясню, как работает поддержка в Facebook. У нас есть несколько каналов, где можно задавать свои вопросы. Первое: если есть какой-то вопрос, нужно идти в справочный центр. Понятно, что это то место, куда люди идут в последнюю очередь, но там можно найти очень много ответов на вопросы пользователей, помимо прекрасного проекта с «АиФ». Второе: у нас нет отдельного ящика или адреса, куда можно писать вопросы по Facebook, потому что на эти ответы тратились бы огромные ресурсы. Для этого мы сделали справочный центр. Я понимаю, что есть вопросы, ответы на которые трудно найти, но мы думаем сейчас о том, каким образом развивать образовательную деятельность, связанную с Facebook, как сделать так, чтобы людям было проще находить ответы на свои вопросы.

     

Инна Вация: — Катя, приветствую! Есть ли у FB в России планы реализовывать партнерские программы с крупнейшими медиа-компаниями по совместному использованию цифрового контента?

Е.С.: — У нас нет четкого, «агрессивного» плана. Рост и смена парадигм, смена привычек использования социальных сервисов – это очень сложный и длительный процесс. Мы понимаем, для того, чтобы он происходил, нужно слушать русских пользователей, помогать им разбираться в продукте, делать хороший русский перевод сайта, делать так, чтобы все сервисы, которые есть в Facebook, хорошо работали в России. Мы регулярно этим занимаемся. Мы знаем, что делать это надо будет постоянно в течение длительного времени.

     

Артем:  Екатерина, добрый день. На каких отраслевых выставках можно будет вас лично и компанию повстречать в ближайшие месяцы? Насколько активно вы планируете спонсировать подобные мероприятия?

Е.С.: — У нас будет очень интересное мероприятия, которое мы проводим совместно с habrahabr.ru, который запускает серию конференций «Тостер». Первая из них состоится 28 октября в Москве, уже сейчас можно приобрести билеты. Мы с коллегами будем на ней присутствовать. Конечно, в основном это мероприятие для программистов, но нам очень важно рассказать о платформе Facebook, о том, как это работает.

     

Михаил2: — Катя, раскройте хотя бы какой-нибудь маленький секрет — чего хорошего ожидать от нашего ФБ в ближайшее время?

Е.С.: — К сожалению, ничего не могу сказать.

     

Поля: — Екатерина, как можно стать популярным на «Фейсбук»?

Е.С.: — Основное правило заключается в том, что Facebook — это та площадка, где люди много читают, смотрят фотографии, смотрят видео, поэтому, чем больше, интересней, неожиданней информация, которую вы публикуете, тем больше людей будет обращать на вас внимание. Нельзя забывать, что Facebook — это «вирусное» пространство, соответственно, когда вы публикуете что-то, что привлекает внимание ваших друзей, то это видят и друзья ваших друзья. Включается «вирусный» цикл. Но чтобы он включился, нужно публиковать много, желательно интересно, нескучно. И обязательно общаться, когда люди оставляют вам сообщение, ответьте, вступите с ним в дискуссию. Возможно, в будущем они станут вашими друзьями.

      

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах