Почему люди барабанят пальцами по столу во время работы?

Категория:  Медицина
Ответ редакции

Учёные задумались над тем, почему, сосредотачиваясь на работе, мы совершаем разные навязчивые движения: крутим в руке карандаш или грызём его, барабаним пальцами по столу, качаем ногой и пр.

Эксперименты, призванные дать ответ на этот вопрос, были проведены в лаборатории в Колд-Спринг-Харбор, которая расположена в штате Нью-Йорк. Статья об исследовании опубликована в журнале Nature Neuroscience.

Как часто бывает, опыты ставили на мышах. Биологи научили их выполнять простой трюк: следить за загоравшимися огоньками и показывать на их источник, лизнув нужную часть стенки клетки. Пока грызуны увлечённо выполняли задачу, учёные наблюдали за ними и обратили внимание на то, что у них дёргаются усики и лапки. По сути, это аналог тех самых навязчивых действий, которые выполняют люди, настраиваясь за работу: щёлкают ручкой, барабанят по столу и т. д.

В процессе эксперимента биологи следили за активностью клеток головного мозга мышей и записывали их поведение на видеокамеру. А затем сопоставили данные. Так они установили, что суетливость и нервозность повышают активность нейронов.

«Невероятно, но мыши, которых мы научили следить за светящимися огоньками или щелчками из динамиков, показывали более высокую активность мозга, если они при этом „суетились“, — отметила автор исследования Энн Черчленд. - Опыты показали, что движения усиков стимулируют зоны, задействованные в обработке данных от органов чувств».

Таким образом, мелкие движения, кажущиеся навязчивыми, нужны нам (данные, полученные на мышах, легко экстраполировать на людей), чтобы заставить мозг работать лучше. Иначе говоря, они помогают нам думать.