Российские нейрофизиологи получили научные подтверждения феномену «тукдам», известному буддийским монахам. Так называют медитацию, совершаемую умирающим учителем или ламой. Благодаря ей из предсмертного состояния человек переходит в состояние анабиоза, а когда умирает, тело его остаётся нетленным, т. е. не подверженным разложению.
Феномен «тукдам» изучался наукой давно, а на прошедшей неделе академик Святослав Медведев в ходе онлайн-встречи с Далай-ламой XIV рассказал о достижениях российских учёных в этой области.
Не было никакого ощущения, что человек умер
Академик Медведев, ранее возглавлявший Институт мозга человека РАН, последние несколько лет руководит «Проектом исследования медитации и изменённых состояний сознания в тибетских буддийских монастырях». В 2019-2020 годах по договорённости с Далай-ламой в двух таких монастырях были открыты научные центры. В них учёные обследовали медитирующих монахов и с помощью приборов собирали их психофизиологические данные. Кроме того, им был предоставлен доступ к телам монахов в состоянии посмертной медитации тукдам.
«Мы пригласили судмедэксперта, руководителя бюро криминальной экспертизы, работа которого заключается в исследовании состояния тел в различные сроки после смерти, — рассказал Святослав Медведев. — Благодаря этому на научной основе было показано, что состояние тела монаха, находящегося в состоянии тукдам, кардинально отличается от состояния тел с аналогичными сроками после смерти. То есть мы получили первые научные подтверждения состояния тукдам».
Всего были обследованы 104 буддийских монаха — они выполняли медитации, рекомендованные Далай-ламой. Также велись наблюдения за монахами, перешедшими в состояние тукдам и находившимися в нём в течение нескольких недель. «В окружении Далай-ламы действует система оповещения о случаях тукдама у монахов-практиков. Когда что-то такое происходило, мы выезжали на место и приступали к работе», — говорил академик Медведев в прошлогоднем интервью «АиФ».
Учёные записывали данные электроэнцефалограмм, замеряли температуру тел, пытались фиксировать параметры сердечно-сосудистой деятельности. По всем признакам эти люди были мертвы: организм не показывал никакой активности, кровоток отсутствовал, на ЭЭГ — прямая линия. Но в то же время не наблюдалось признаков разложения — ни окоченения, ни трупных пятен, ни вздутия, ни характерного запаха. Кожа сохраняла эластичность, а главное, по словам Медведева, полностью отсутствовало ощущение, что человек умер. Все, кто находился рядом, отмечали странное чувство, будто они имеют дело не с покойником, а со спящим.
Нейрофизиологи выдвинули версию, что тонус организма после смерти поддерживается ещё не полностью умершим мозгом: монах своей медитацией настраивает его на это. Правда, зафиксировать признаки хоть какой-то электрической активности мозга так и не удалось.
Один из организаторов встречи с Далай-ламой, директор фонда «Сохраним Тибет» Юлия Жиронкина, считает, что, если учёные докажут способность тела удерживаться от разложения при неработающих мозге и сердце, это косвенным образом подтвердит, что сознание может существовать само по себе, независимо от тела.
«А через 75 лет я к вам вернусь»
Истории известно немало примеров, когда человек посредством духовной практики вводил себя в состояние анабиоза. В VIII-IX веках в Японии жил религиозный и общественный деятель Кукай. Он основал школу, соединившую в себе элементы буддизма, синтоизма, даосизма и других религий. В возрасте 61 года Кукай отказался от еды и воды и погрузился в медитацию. На 21-й день его дыхание остановилось, он был помещён учениками на вершину горы Коя-сан, а затем похоронен. Через некоторое время могилу вскрыли и нашли Кукая в состоянии, похожем на сон: тело выглядело так же, как при жизни.
Настоятель буддийского храма Дау в Северном Вьетнаме Ву Кхак Минь жил более 300 лет назад. К концу своих дней он погрузился в пост и медитацию, велев ученикам прийти к нему лишь тогда, когда перестанет стучать его молитвенный барабан. Последний удар барабана раздался спустя 100 дней. Выждав ещё месяц, ученики вошли к настоятелю и обнаружили его сидящим в позе лотоса. Тело покрыли серебряной краской и выставили в храме. Когда в ХХ веке ему сделали рентген, выяснилось, что кости и внутренние органы Ву Кхак Миня всё ещё в сохранности.
Похожий случай был в Таиланде. Настоятель местного монастыря Луанг Пхо Дэнг предсказал возможную мумификацию своего тела. В возрасте 79 лет он перестал есть и говорить, погрузившись в глубокую медитацию. Через неделю констатировали смерть, но единственное, что в дальнейшем подверглось разложению, — это его глаза. Из этических соображений их прикрыли солнцезащитными очками.
В России есть своя замечательная история посмертной медитации и перехода в состояние тукдам. Речь о Хамбо-ламе Итигэлове, чьё имя известно каждому жителю Бурятии. В марте 1911 года он был избран главой бурятских буддистов. В 1927-м, когда ему было уже 75, Итигэлов собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы. Навестите меня через 30 лет, посмотрите, в каком состоянии будет тело. А через 75 лет я к вам вернусь».
После этого Хамбо-лама погрузился в медитацию, ученики поместили его в кедровый короб и закопали на глубине двух метров. В 1955 году монахи навестили место захоронения, подняли короб, заглянули в него и убедились, что тело находится в прежнем состоянии. У него были подвижные суставы и эластичная кожа, а в районе сердца даже ощущалось тепло. Итигэлову сменили одежду и вновь закопали. Та же процедура повторилась в 1973-м.
А в 2002-м, то есть спустя ровно 75 лет после смерти (смерти ли?), Хамбо-лама вернулся — как и обещал. Тело извлекли из кедрового короба и торжественно перенесли в Иволгинский дацан (монастырь). Там специально для него был выстроен «Благословенный дворец», в нём Хамбо-лама Итигэлов находится по сей день.
Его можно было оживить
К счастью, бурятские буддисты в те годы разрешили доступ к Драгоценному и Неиссякаемому телу (так они его называют) учёным. Они предоставили им некоторый биоматериал, пусть и в небольшом количестве — срезы ногтей Итигэлова, частички кожи и пять волосков. На масштабные исследования — к примеру, рентген или МРТ — рассчитывать не приходилось.
Одной из первых, кто попытался во всём разобраться и, по возможности, провести лабораторные исследования, стала Галина Ершова — доктор исторических наук, профессор РГГУ. В 2002-м, услышав о выкопанном из-под земли буддийском монахе, она отправилась в Улан-Удэ.
«Были изучены полученные биоматериалы. Предполагалось, что если это мумия, то белковые соединения, органика в тканях будут разрушены, — вспоминает она. — А оказалось, что белковый компонент не распался, он имел характеристики живого человека. Для меня самым поразительным стало то, что на ободранном пальце Итигэлова выступила красная капля крови! Она, правда, была в желеобразном состоянии. Но это точно была не мумия, у мумий никакой крови нет.
По словам Ершовой, Хамбо-ламу Итигэлова можно было вывести из состояния тукдам. То есть оживить! Подобная практика есть у индийских йогов. На голову и плечи человека помещают горячее тесто или масло, согревают, делают массаж. После этого включается механизм кислородного питания, и человек выходит из анабиоза, «пробуждается».
Всё дело в жире?
Состояние анабиоза как временное прекращение жизнедеятельности организма биологам хорошо известно. Но как человек может самостоятельно погрузиться в него и находиться в нём десятилетиями? Это науке до конца не известно.
«Например, есть такая схема искусственного вхождения в анабиоз: тренировка дыхания приводит к повышению содержания углекислого газа в организме и понижению температуры тела. При этом останавливаются процессы, связанные с гниением и активностью микроорганизмов. Так обеспечивается „нетленность“, — делится соображениями Галина Ершова. — Этот механизм запускается, как правило, в условиях стресса. А его работа обеспечивается клетками бурого жира, который находится у нас между лопаток и вдоль позвоночника».
Раньше считалось, что бурый жир необходим только младенцам: он помогает им поддерживать нужную температуру. Но последние исследования показывают, что бурые жиры определяют многие процессы в организме. К примеру, бывает, что находят утопленника, и он вдруг оживает. Как это возможно? Биологи объясняют: в тот момент, когда человек должен был умереть, его мозг успел переключиться с кислородного питания на питание бурыми жирами. У большинства людей это происходит (если происходит вообще) спонтанно, а кто-то эту способность может натренировать. Похоже, религиозное сознание, находящееся в молитве или медитации, включает этот рудиментарный механизм, заложенный эволюцией. Глубинные области мозга, которые «заведуют» бурыми жирами, возбуждаются, после чего активируется резервный режим бескислородного питания.
Если всё это так, нетленным может стать каждый из нас. Для этого не обязательно быть тибетским монахом. С другой стороны, если все ваши мысли лишь о том, как бы сделать крутое селфи и запилить сторис в Инстаграм, вам придётся поработать над собой более усердно.