Что за новый вид людей описали учёные?

Категория:  Открытия
Ответ редакции

Международная группа исследователей объявила об описании нового вида предков человека. Он обитал в Африке около полумиллиона лет назад. Вид назвали Homo bodoensis.

Средний плейстоцен, именуемый также чибанским периодом, охватывает промежуток с 774 до 129 тысяч лет назад. Для антропологов он очень важен, поскольку именно в это время в Африке появился наш собственный вид Homo sapiens, а в Европе обосновались наши «родственники» — неандертальцы. Тем не менее эволюция человека в этот период изучена плохо, и есть даже некоторая путаница с употреблением видовых названий. Существующие окаменелости относили либо к гейдельбергскому человеку (Homo heidelbergensis), либо к родезийскому (Homo rhodesiensis), при этом они имели некоторые противоречивые определения.

«Из-за отсутствия надлежащей терминологии, признающей географические различия, говорить об эволюции человека в этот период стало невозможно, — объясняет ведущий автор исследования, палеоантрополог из Виннипегского университета Мирьяна Роксандич. — Но новые данные анализа ДНК показывают, что окаменелости из Европы, которые называют Homo heidelbergensis, на самом деле принадлежат ранним неандертальцам. Это делает излишним само их название.

Другая путаница состоит в том, что окаменелости из Африки, относящиеся к данному периоду, называли как Homo heidelbergensis, так и Homo rhodesiensis. Последний вид плохо определён, и это название широкого распространения не получило».

В 1976 году в Эфиопии был найден массивный череп возрастом 550-740 тысяч лет. У него были толстые кости свода и выраженный надбровный рельеф. Палеоантропологи назвали находку Бодо-I и отнесли её к гейдельбергскому человеку. Теперь же в честь этого черепа решено назвать новый вид предков современных людей, описанный учёными — Homo bodoensis. Их статья опубликована в журнале Evolutionary Anthropology.

В 1976 году в Эфиопии был найден массивный череп возрастом 550-740 тысяч лет. Смитсоновский музей естественной истории. Фото: Commons.wikimedia.org

Исследователи надеются, что отныне путаница прекратится. Таксон H. Bodoensis определён в соответствии с нормами Международной комиссии по зоологической номенклатуре. Как сообщается, данный вид произошёл от последнего общего предка европейских, азиатских и африканских видов незадолго до разделения линий неандертальцев и денисовцев. Согласно новой классификации, к этому виду принадлежат останки большинства людей среднего плейстоцена из Африки и некоторых - из Юго-Восточной Европы. В то же время многие другие окаменелости, найденные в Европе, будут отнесены к неандертальцам.

«Дать название новому виду очень важно, поскольку Международная комиссия по зоологической номенклатуре разрешает изменение названий лишь в соответствии со строго определёнными правилами. Мы уверены, что это останется надолго, но нужно, чтобы его начали использовать другие исследователи», — отмечает Мирьяна Роксандич.