Что такое бензофенон?

Категория:  Медицина
Ответ редакции

Солнцезащитные кремы популярных французских и американских марок могут постепенно накапливать бензофенон, который является канцерогеном. К таким выводам пришли французские ученые из Университета Сорбонны. В возникновении такой реакции они подозревают октокрилен — солнцезащитный фильтр химического происхождения.

В рамках своего исследования специалисты приобрели 17 солнцезащитных кремов во Франции и США. Все из них, кроме одного средства, содержали октокрилен. Ученые произвели химический анализ кремов сразу после покупки, а также после хранения в течение шести недель при температуре +40 °C и влажности воздуха в 75%. Как заявляется в исследовании, такие условия позволяют имитировать естественное «старение» продукта в течение года при комнатной температуре.

Результаты исследования показали, что во всех солнцезащитных средствах с октокриленом в результате был обнаружен бензофенон. Одновременно с этим он не присутствовал в значительных или определяемых количествах в единственном протестированном продукте без этого ингредиента. В рамках эксперимента концентрация бензофенона увеличивалась на 14,5-200%. По итогам исследования ученые сделали однозначный вывод: в результате длительного хранения особые реакции октокрилена приводят к образованию бензофенона.

Что за бензофенон и почему его считают опасным?

Бензофенон — органическое соединение, которое представляет собой белое твердое вещество, растворимое в органических растворителях. Это вещество используется в качестве фотосенсибилизатора в фотохимии. Он также предотвращает изменение запаха и цвета косметических продуктов под воздействием ультрафиолета. Кроме того, бензофенон может применяться как ароматическая добавка для создания сладко-древесно-гераниевых нот. Производные этого вещества нередко используются в качестве солнцезащитных фильтров в составе косметической продукции.

Бензофенон относится к III классу опасности и является «умеренно опасным» веществом. В чистом виде бензофенон является канцерогеном и мутагеном. Он также оказывает негативное влияние на эндокринную систему. Но речь идет именно о веществе в чистом виде и в больших объемах, несопоставимых с его концентрациями в потребительских продуктах.

Тем не менее в 2019 году Европейская комиссия запросила у ученых данные о безопасности ряда косметических ингредиентов, включая бензофенон, несколько его замещенных вариантов и октокрилен. Комиссию интересовал вопрос влияния этих веществ на эндокринную систему. Пока решение по данному вопросу вынесено не было.

По данным ученых из университета Сорбонны, октокрилен в чистом виде, который закупают производители солнцезащитных кремов и средств личной гигиены, нередко имеет примеси бензофенона. Однако по какой-то причине эти примеси «невозможно полностью удалить при переработке октокрилена». Кроме того, данное вещество нередко образуется при разложении октокрилена.

Что ученые заявляют об октокрилене?

Октокрилен относится к наиболее часто используемым химическим солнцезащитным фильтрам и УФ-поглотителям. Согласно европейским и американским нормам, его концентрация в косметических продуктах не может превышать 10%.

Октокрилен в основном поглощает UVB-излучение, но также и короткие волны UVA. Обычно этот ингредиент используется вместе с другими УФ-фильтрами, а также для их стабилизации.

Новое исследование французских ученых — не первый случай обнаружения потенциально опасных свойств данного ингредиента. Ранее различные специалисты заявляли о возможных аллергических реакциях и пагубном воздействии на эндокринную систему. Однако пока ученым не удалось сделать окончательные и убедительные выводы о потенциальном вреде октокрилена.

Так, в 2019 году группа специалистов из США, Испании, Германии и Италии изучила доступные на тот момент исследования. Результаты своей работы они опубликовали в Журнале Европейской академии дерматологии и венерологии. Специалисты пришли к выводу, что октокрилен не оказывает влияния на гормональный фон подопытных животных, а также на их репродуктивную систему. Негативное воздействие на щитовидную железу было зафиксировано в рамках экспериментов на крысах при очень высоких дозах, которые не применяются при производстве косметики. Таким образом, специалисты пришли к выводу, что октокрилен, используемый в качестве УФ-фильтра в косметических продуктах в концентрации 10%, можно считать безопасным.

Тем не менее использование солнцезащитных кремов с октокриленом запрещено в нескольких туристических местах мира. Это Палау, Виргинские острова США и Гавайи. Данное правило действует в первую очередь для защиты коралловых рифов и других морских жителей. Исследования демонстрируют, что некоторые химические УФ-фильтры негативно воздействуют на представителей морской фауны.