Утро 2 июля 2013 года стало очередной черной датой в календаре российской космонавтики. Ракета-носитель «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту три навигационных спутника серии «ГЛОНАСС-М», потерпела катастрофу прямо на старте. Буквально спустя несколько секунд после старта ракета стала отклоняться от курса, после чего начала падать, разваливаясь в воздухе, и взорвалась примерно в километре от места запуска.
Ущерб денежный и репутационный
По сообщениям с космодрома Байконур, откуда был произведен неудачный запуск, находившиеся в бункере специалисты, обслуживавшие старт, не пострадали. Сотрудников, которые вели работы на соседних площадках космодрома, эвакуировали в связи с образованием на месте падения облака из паров ядовитых компонентов топлива.
В то же время руководитель Казкосмоса Талгат Мусабаев сказал, что ядовитое топливо, используемое в двигателях «Протона-М», практически полностью выгорело, а дождь, шедший в момент старта, способствовал снижению экологического ущерба.
Если экологический ущерб оказался не самым серьезным, то репутационный ущерб для Роскосмоса весьма велик. Трансляция запуска «Протона-М» велась в интернете и на одном из федеральных телеканалов, в результате чего очередной провал российской космической программы случился, что называется, на виду у всего мира.
Для выяснения причин катастрофы создается комиссия Роскосмоса. Источники в ракетно-космической отрасли в качестве возможных причин неудачного пуска называют отказ рулевых двигателей или сбой в системе управления.
Пока до конца неясно, были ли застрахованы спутники и ракета. Один из источников заявил, что ответственность перед третьими лицами при запуске ракеты-носителя «Протон-М» застрахована в компании «Русский страховой центр» на 6 миллиардов рублей, однако другие осведомленные лица это опровергают.
Потери же от катастрофы «Протона-М» оцениваются в 200 миллионов долларов.
Катастрофа на Байконуре продолжила череду неудач, преследующих отечественную космонавтику в последнее время: только в 2013 году уже произошла авария ракеты «Зенит» по программе «Морской старт» (главную ответственность за этот случай, впрочем, взяли на себя украинские партнеры), нештатное выведение на орбиту спутников Министерства обороны, а также технические проблемы с грузовым кораблем «Прогресс-М-19 М».
Аварийный сериал
Если же говорить только о «Протоне», то за последние десять лет с этой ракетой-носителем произошло сразу несколько аварий.
Неудачные запуски ракеты-носителя «Протон-М». Хроника>>
26 ноября 2002 года ракета-носитель «Протон-К» стартовала с европейским спутником связи Astra 1K. Однако в результате аварии разгонного блока спутник не вышел на расчетную орбиту.
28 февраля 2006 года ракета-носитель «Протон-М» стартовала с Байконура со спутником связи арабской компании Arab Satellite. Космический аппарат не вышел на расчетную орбиту из-за нештатной работы разгонного блока «Бриз-М».
6 сентября 2007 года "Протон-М" выводил на орбиту японский спутник JCSat 11. На сей раз на 129-й секунде полета не произошло разделение первой и второй ступеней, в результате чего ракета со спутником рухнула на территории Казахстана.
15 марта 2008 года «Протон-М» стартовал с американским спутником связи AMC-14 на борту. И вновь спутник до своей орбиты не добрался – опять подвел разгонный блок «Бриз-М».
5 декабря 2010 года «Протон-М» должен был выполнить задачу, схожую с сегодняшней – вывести на орбиту три спутника системы «ГЛОНАСС-М», завершив формирование полноценной орбитальной группировки. Однако спутники вместе с разгонным блоком ДМ-03 рухнули в Тихий океан.
7 августа 2012 года «Протон-М» выводил на орбиту российский спутник связи "Экспресс-МД2" и индонезийский телекоммуникационный космический аппарат "Телком-3". И вновь причиной неудачи стала нештатная работа разгонного блока «Бриз-М».
Дискуссия о причинах неудач отечественной космонавтики активно идет и среди специалистов, и в обществе. Оптимисты предлагают не сгущать краски, указывая на то, что неудачные запуски были и в советский период, в «золотой век» космонавтики. Скептики возражают – количество запусков, проводимых в СССР, было на порядок больше того, что производится в современной России, и потому в абсолютных цифрах современная аварийность не имеет аналогов.
К тому же речь идет не об испытаниях новой техники, а об одной из самых надежных и проверенных ракет. Разработанная в ОКБ-23 ракета-носитель тяжелого класса «Протон» впервые поднялась в космос еще в июле 1965 года. В различных модификациях осуществлено более 380 запусков «Протона», успешными из которых были более 340.
«Протоны» выводили на орбиту все советские орбитальные станции, модули станций «Мир» и МКС, тяжелые спутники, а также автоматические межпланетные станции.
На этом фоне неудачи последних лет выглядят особенно болезненно.
Кадры угробят все?
Не работает и тезис о недостаточном финансировании отрасли, бывший в ходу в 1990-х–начале 2000-х годов. Сейчас деньги на космические программы выделяются весьма существенные, поэтому провалы вызывают все больше и больше вопросов.
Все чаще и чаще вслух говорится о другой проблеме, которая, похоже, и становится первопричиной всех современных бед отечественной космонавтики – проблеме кадров.
При анализе причин неудач эксперты обнаруживают роковое воздействие «человеческого фактора». Провал миссии «Фобос-грунт» был вызван ошибкой программистов, работавших с бортовым вычислительным комплексом станции.
Неудача «Протона-М» в декабре 2010 года объяснялась тем, что из-за ошибок в конструкторской документации в разгонный блок залили на полторы тонны топлива больше, чем это было необходимо.
В августе 2012 года авария «Протона-М» была вызвана засорением магистрали наддува дополнительных топливных баков разгонного блока, которое тоже объясняется ошибкой людей, ведших подготовку космического аппарата.
Комментируя для АиФ.ru неудачный запуск 1 февраля 2013 года ракеты-носителя «Зенит» по программе «Морской старт», ведущий сотрудник одного из космических предприятий на условиях анонимности сказал: «Когда начался рост количества запусков, то у нас просто стало не хватать рабочих рук. Ведь людей грамотных, профессиональных, осталось мало. Сейчас можно платить хорошие зарплаты, но приходят люди, которые не умеют производить тончайшие операции на сборке. Этому надо учить годы, раньше это передавалось от специалиста к специалисту, а сейчас нет. Мы потеряли главное – кадры. В результате даже самая надежная и проверенная ракета не летит, потому что ее собирают безграмотные люди. Эту проблему сейчас решить очень сложно».
Не исключено, что расследование причин нынешней катастрофы «Протона-М» на Байконуре еще раз подтвердит правоту этих слов.