Город Жуковский встречает гостей и участников двадцатого «праздника авиации» пробками, перегороженными дорогами и невиданным полицейским усилением. В некоторых районах города по дороге на авиасалон создается впечатление, что сотрудники правоохранительный органов стоят фактически через каждые 2-3 метра.
«Неудивительно», — отвечают на вопрос корреспондента АиФ.ru в пресс-службе МАКСа, — Для охраны мероприятия от возможных провокаций мы привлекли 1,5 тысячи полицейских и военнослужащих внутренних войск МВД. И это только на территории летно-исследовательского института. В самом Жуковском службу несут свыше 700 полицейских и 350 сотрудников ЧОП и ведомственной охраны. Транзитное движение через город разрешено только местным жителям по предъявлению паспорта, а также автомобилям со спецпропусками.
«Хорошо, что салон проводится не каждый год, — говорят жители города — Вроде и понимаем, что мероприятие нужное, но каждый раз сталкиваемся с кучей неудобств. Да и леса наши для удобства авиаторов пытаются вырубить». Тем не менее, гостями фестиваля становятся десятки тысяч людей. В этом году за три дня авиасалон посетили более 30 тысяч человек.
Статика и динамика
Сразу же после тщательного досмотра на входе в авиасалон — большая часть зрителей приезжает на специальных бесплатных автобусах — любители авиации попадают в «страну мечты». Экспозиция, раскинувшаяся по всей территории аэродрома, радует как любителей ретро, так и охотников за новинками. Вот легенда советского авиастроения Ан-2. Его модификации выпускаются вот уже более 65 лет. А в ста метрах — его «потомок» — Ан-2-100.
Неподалеку — макет самолета братьев Райт — отцов-основателей авиации. «А ваша колхозная сноповязалка еще и летает?», — интересуются у хозяина посетители. «Могу взять в полет, только вам он будет не по карману», — огрызается владелец «сноповязалки» и обиженно отворачивается. Cверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 уже не первый раз принимает участие в авиасалонах МАКС, так что на него обращают внимание разве что те, кто здесь впервые. Гораздо большего внимания удостаивается двухпалубный широкофюзеляжный дальнемагистральный Airbus A380.
Крупнейший серийный пассажирский самолет в мире (размах крыла — 79,25 м) способен совершать полеты на расстояние до 14500 км. Правда, в салон никого кроме официальных делегаций и VIPов не пускают. «Приходите в выходные, тогда будет шанс», — отмахивается от посетителей охрана.
«Это тот красавец, что «Бураны» перевозил?», — раз за разом спрашивают у экскурсовода с тяжелым транспортником ВМ-Т. «Не совсем так, — отвечает мужчина. — Он доставлял крупногабаритные грузы. Перевозил водородный бак, носовой и хвостовой обтекатели, а также кислородный бак, приборный и двигательный отсеки и головную часть ракеты-носителя «Энергия». «Буран» был в виде макета». Как рассказал экскурсовод, в дальнейшем, после авиасалона, ВМ-Т передадут национальному авиационному музею, создаваемому в Жуковском.
Помимо самолетов, вертолетов и беспилотников — в основном гражданского назначения — на МАКСе представлены средства для выявления и уничтожениях летательных аппаратов: радары, ракетные комплексы. У посетителей пользуется интересом, например, совместная разработка России и Индии — гиперзвуковая ракета для уничтожения морских и наземных целей «Брамос». Она способна поражать цели на расстоянии до 290 км. Российские ракетостроители представили также противокорабельную ракету Х-35УЭ, которая способна поразить цель, находящуюся в радиусе 260 км. Корреспондента АиФ.ru, заинтересовала ракета системы «воздух-воздух» РВВ-БД. Как рассказал представитель фирмы-изготовителя, РВВ-БД действует по схеме «выстрелил и забыл». В ракетах этого класса прицеливание осуществляется один раз, после чего автоматика ракеты запоминает положение цели и осуществляет наведение самостоятельно без вмешательства пилота.
ОАО «Высокоточные комплексы» представило противотанковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ». Комплект имеет автоматическую лазерно-лучевую систему управления и может обстреливать 2 цели одновременно, на дальности в 8 км в случае использования противотанковой боевой части, и на дальности в 10 км при использовании фугасной боевой части. Главным экспонатом ОАО «Алмаз-Антей» стал зенитно-ракетный комплекс С-350Е «Витязь». Система может одновременно обстреливать до 16 целей и наводить на них до 32 зенитных ракет. «Витязь» должен защищать административные промышленные и военные центры от массированных ударов с воздуха.
Восточные и западные военные толпились у контейнерного ракетного комплекса Club-K. В стандартный «клубный контейнер» помещается четыре крылатые ракеты. Это могут быть ракеты «Калибр» или, упоминаемые выше, Х-35УЭ. Имея несколько Club-K на стандартном танкере, загруженном сотнями контейнеров, можно незаметно нанести серьезный удар по кораблям противника. Дальность действия комплекса может достигать 260 км.
Полеты
К половине третьего началась наиболее интересная для обычной публики и журналистов часть программы — демонстрационные полеты. Публика высыпала на зеленую лужайку у взлетной полосы, ограниченную забором и несколькими «живыми» цепями полицейских. Бизнес-публика заняла места за столиками в шале и ресторане.
Деловые переговоры за вином, пивом и мясными блюдами не мешали просмотру показательных выступлений. «Для вашего начальства это просто идеальный вариант», — убеждали одного из бизнесменов представители канадской компании Bombardier. Под белое сухое, салат из морепродуктов и каре ягненка (по 800 рублей за 250 граммов) они пытались убедить собеседника подписать контракт на покупку VIP-лайнера. Клиент нарезал мясо мелкими ломтикам, сосредоточенно жевал и не соглашался. «Самолет вот пытаюсь приобрести, но не могу решить какой», — говорил кому-то в трубку мобильного телефона марки Vertu мужчина средних лет.
Тем временем публика аплодировала мастерству летчиков-асов и трюкам в их исполнений. Особо стоит отметить дебют на салоне многофункционального истребителя Су-30СМ. Самолет показал сверхманевренность, выполнив «кобру», «колокол», «плоский штопор» и ряд других фигур высшего пилотажа. Не прошло незамеченным выступление истребителей Су-35С и Т-50 (проект ПАК ФА). Основная часть программы, впрочем, была посвящена продукции холдинга «Вертолёты России». Вначале пара ударных вертолётов Ка-52 «Аллигатор» атаковала лагерь условных террористов. «Разгром банды» завершили десантники, спустившиеся по канатам с вертолетов Ми-26. Затем выступили ударные вертолёты — Ми-28Н «Ночной охотник» и Ми-35М.
Гражданские лайнеры — ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 и его американский «коллега» Airbus A-380 — приятно удивили относительной бесшумность и удивительной маневренностью для их габаритов. В особенности последний. «Удивительно, такое ощущение, что они не летят, а висят в воздухе, но при этом перемещаются», — удивлялась представительница чешской авиакомпании. «На земле у меня Superjet никаких положительных эмоций не вызвал, — объясняет один мужчина в костюме другому. — А вот в воздухе очень даже».
Умение бороться с пожарами зрителям продемонстрировали вертолеты Ка-32, Ми-17В-5 и Ми-26Т. Ка-32 эвакуировал «пострадавших», а самый крупный в мире транспортный вертолет Ми-26Т заливал водой возгорание.
На десерт публику ждало выступление пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи», которые также традиционно показывают фигуры высшего пилотажа в составе пяти истребителей Су-27 и четырех МиГ-29. Но знаменитого «Кубинского бриллианта» — фигуры в виде ромба, составленную из всех девяти самолетов — VIP-публика по большей части дожидаться не стала. Кортежи роскошных иномарок покидали аэродром один за другим, как бы говоря — «ничего личного — только бизнес». Возможно, менее обеспеченная публика, которую в Жуковском ждут, начиная с 30 августа, авиашоу будет смотреть с большим интересом.