Примерное время чтения: 6 минут
1417

«Дело стрелочников» и гипноз: с момента трагедии в метро прошёл ровно год

Сюжет Причины и последствия ЧП в московском метро

Утро 15 июля 2014 года началось для страны печально. Прильнувшие к экранам телевизоров россияне в 9 утра в ужасе наблюдали за последними новостями, поступающими из Москвы, где произошла самая масштабная техногенная катастрофа из всех, что случались в метро. Забитый спешившими на работу и учёбу людьми состав на всей скорости врезался в препятствие, образовавшееся после некачественных ремонтных работ, проходивших в туннеле.

Число погибших и пострадавших росло с каждой минутой. По всей стране расходились кадры эвакуации пассажиров из задымлённой станции «Парк Культуры», крупномасштабной спасательной операции, комментариев перепуганных свидетелей с места катастрофы.

Ситуация осложнялась ещё и тем, что в утреннее время дороги Москвы традиционно сковывают многокилометровые пробки, в которых даже каретам скорой помощи с включёнными мигалками практически невозможно прибыть на место оперативно. В итоге пришлось подключать вертолёты. В короткое время на небольшом клочке земли перед Триумфальной аркой оказалось сразу восемь летательных средств, готовых доставить пострадавших в госпиталь. Многим такая оперативность спасла жизни.

Суд идёт

С тех событий прошёл ровно год. За это время практически ничего с середины прошлого июля не изменилось. Едва-едва успели запустить судебный процесс, который начался 8 июля, хотя круг основных подозреваемых был определён практически сразу после катастрофы.

Сегодня на скамье подсудимых находятся четыре человека, «стрелочника», как их окрестили журналисты: директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути Московского метрополитена Алексей Трофимов, старший дорожный мастер службы пути Московского метрополитена Валерий Башкатов и помощник мастера Юрий Гордов. Всем четверым в вину вменяют нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлёкшее смерть двух и более лиц, максимальное наказание за что составляет семь лет лишения свободы. Все четверо в один голос вину отрицают.

Слаженных хор «невиновных» прервался лишь однажды, когда Анатолий Круглов пошёл на уговоры своего бывшего адвоката и согласился на сделку со следствием, признав свою вину. Генпрокуратура, однако, сделку не одобрила, и всё вернулось на круги своя — Круглов продолжил уверять, что он ни к чему не причастен.

По сути, расследование в отношение четверых «стрелочников» завершилось в начале декабря 2014 года. На протяжении всего оставшегося времени подсудимые «знакомились с материалами дела», которые заняли 123 тома. Согласно материалам дела, причиной трагедии стало ненадлежащее исполнение работ по строительству стрелочного перевода на строившуюся Калининско-Солнцевскую линию. Один из остряков стрелки оказался зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась.

Сегодня каждый из обвиняемых в трагедии заявляет о своей полной невиновности. Кто-то отвечал за другой остряк стрелки, с которым всё в полном порядке; в чьи-то обязанности вообще не входил контроль над ремонтно-строительными работами на этом участке; а кто-то просто заявляет, что невиновен, пока не приводя в своё оправдание никаких доводов, кроме своего огромного опыта работы в метро и досконального знания подотчётного участка трассы.

Альтернатива и гипноз

Существует и ряд альтернативных версий произошедшего. Согласно одной из них, виной всему не порванная проволока на остряке стрелки, а какие-то механические неполадки в самом составе поезда. Правда, ни одна из многочисленных экспертиз, которые проводились на протяжении нескольких месяцев после трагедии, так и не смогла найти даже намёка на какую-либо поломку в электропоезде.

Согласно второй версии, на которую надеются защитники подозреваемых, к трагедии привели посторонние предметы, оказавшиеся по невыясненной причине на путях во время движения поезда. Правда, и эта теория весьма сомнительна, ведь за несколько секунд до поезда, с которым случилось несчастье, по этим же путям проезжал другой состав.

В любом случае, ключевым свидетелем для подтверждения как первой, так и второй теории должен выступать машинист электропоезда, которому чудом удалось выжить. Единственная проблема — он заявляет, что в результате катастрофы лишился памяти и абсолютно ничего не помнит. Долгое время он находился в тяжёлом состоянии, и его просто невозможно было допросить.

Сегодня он может участвовать в процессе и отвечать на вопросы обвинителей и адвокатов. Но смысла в этом очень мало, ведь на большинство ключевых вопросов он ответит: «Я не помню».

Адвокаты попытались найти выход и из этой ситуации, потребовав разрешить судье допросить свидетеля с помощью гипнотизёра, как это часто бывает в американских фильмах и сериалах. Однако суд отказал, сославшись на несоответствие таких методов нормам процессуального кодекса. «Они бы ещё экстрасенса привели», — послышались горькие шутки в переполненном жертвами катастрофы и их родственниками зале суда.

Суд также отказался изменить меру пресечения по отношению к подозреваемым и выпустить их на волю. Срок заключения обвиняемых в СИЗО был продлён. Предположительно, они пробудут в следственном изоляторе до окончания процесса, который обещает затянуться ещё не на один месяц.

Под подпиской

Кстати, завершение расследования в отношении четверых подозреваемых отнюдь не означает полное окончание следствия. Просто материалы по их делу были выделены в отдельное производство. Общее же следствие продолжается и грозит ещё многими исками и судебными заседаниями.

Так, например, стало известно, что, помимо уже задержанной четвёрки «стрелочников», под подозрением находятся ещё девять возможных лиц, связанных с трагедией годичной давности. В их число входят как работники метрополитена, так и сотрудники коммерческих компаний «СМУ Ингеоком» и «СпецТехРеконструкция», проводившие ремонтные работы на синей ветке. Их обвиняют в «кумовстве» с целью извлечения максимальной выгоды от заказов на строительство, пусть даже и ценой безопасности пассажиров.

Если верить слухам, то эти подозреваемые пока остаются на свободе, но находятся под подпиской о невыезде за пределы Российской Федерации.

Память

14 июля, год спустя после трагедии в метро, россияне скорбят и вспоминают погибших и пострадавших в то утро. Сотни людей направляются на станции метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар», чтобы вспомнить ушедших и положить цветы.

Так и мэр Москвы Сергей Собянин почтил память погибших во время аварии на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Градоначальник возложил цветы у станции метро «Парк Победы». Собянин принёс букет алых роз, перевязанных траурной лентой. Он возложил их на мемориал, организованный возле станции метро в направлении улицы Генерала Ермолова.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах