Примерное время чтения: 6 минут
1497

Столичная подземка: какие системы гарантируют безопасность пассажиров?

Сюжет Причины и последствия ЧП в московском метро
Категория:  Транспорт

За счет чего на станциях метрополитена, в вагонах метро и тоннелях обеспечивается безопасность пассажиров? Какое оборудование и какие системы используются для контроля подвижного состава и сооружений метрополитена?

Ответ редакции

Последнее обновление: 06.08.2014.

Безопасность пассажирских перевозок в метрополитене обеспечивается за счёт:

  • наблюдения при помощи видеокамер

Каждый пассажир в метро попадает под наблюдение. Станции метрополитена оборудованы системой теленаблюдения с видеозаписью. В среднем, на каждой станции метрополитена установлено по 15–30 видеокамер, при помощи которых в реальном времени осуществляется наблюдение за основными объектами станции (вестибюль, кассы метрополитена, турникеты, верхние и нижние гребёнки эскалаторов, средний зал станции, платформы по обоим путям, торцовые двери, ведущие в тоннель, пересадочные узлы и т. д.). Данная система даёт возможность дежурному наблюдать за ситуацией в любой точке станции из одного пункта. На нововведения было потрачено 795 млн рублей, единая радиоинформационная сеть обошлась в 625 млн рублей.

  • информационных терминалов

В 2004 году в рамках программы по борьбе с терроризмом на станциях Московского метрополитена были установлены информационные терминалы. Чтобы получить необходимую информацию или сообщить о каком-то происшествии диспетчеру Ситуационного центра, пассажиру метро достаточно нажать соответствующую кнопку, расположенную на красной («Тревога») или синей («Справка») стороне колонны.

  • терминалов системы ОКСИОН

В Московском метрополитене для информирования населения задействованы терминальные комплексы ОКСИОН, которые транслируют информацию о дате, времени, погоде, атмосферном давлении, пробках, курсе валют. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на экраны выводится информация о ЧП, эвакуации населения, сведения о лечебных учреждениях, их контактные телефоны, а также телефоны «горячих линий». После инцидента 15 июля с поездом на синей ветке московского метро пассажиров метро теперь будут оповещать о ЧС с помощью sms.

Подробней об аварии >>

  • обученных собак

Для проверки забытых пассажирами вещей на наличие в них взрывчатых веществ в метрополитене задействуют специально обученных собак.

  •  контроля конструкций станций, вестибюлей, тоннеля

Конструкции станций, вестибюлей и тоннелей постоянно проверяют специальными приборами, и при малейшем отклонении сотрудники метрополитена принимают оперативные меры для приведения конструкций к норме. За состоянием тоннелей, станций и вестибюлей постоянно наблюдает персонал службы тоннельных сооружений.

  • контроля устройств автоматики

К устройствам пассажирской автоматики на станциях метрополитена относятся:

  • автоматические контрольные пункты (АКП)

Если пассажир пытается пройти через АКП, не оплатив проезда, то выдвижные створки турникета автоматически закрываются, не позволяя пройти через него. В течение пяти лет все станции московского метро будут оборудованы новыми турникетами, почти в человеческий рост, что не позволит «безбилетникам» перепрыгнуть через них.

Переоборудование одной станции обходится в 7–8 млн рублей. Впервые «пирамиды» на турникетах появились на станции метро «Царицыно» в вестибюле со стороны железнодорожной станции.

  • кассы метрополитена
  • работы эскалаторов

В метрополитене неоднократно были случаи, когда из-за нарушений правил пользования эскалатором обувь пассажиров попадала между ступенью эскалатора и балюстрадой, а одежда или хозяйственные сумки — между ступенью эскалатора и гребёнкой при сходе с него. Чтобы избежать несчастных случаев, на эскалаторы нанесена жёлтая линия, за пределы которой пассажирам нельзя заступать. Кроме того, ежедневно по громкоговорителю разъясняются правила поведения на эскалаторе.

  • регулирования движения вагонов

Движение поездов на линии производится по сигнальным показаниям АЛС-АРС (Автоматическая Локомотивная Сигнализация с Автоматической Регулировкой Скорости) и показаниям светофоров.

На разных ветках Московского метрополитена движение поездов осуществляется по:

  • линии с автоблокировкой, где движение поездов регулируется светофорами;
  • линии с автоблокировкой, дополненной АЛС-АРС (Автоматическая Локомотивная Сигнализация с Автоматической Регулировкой Скорости). Здесь также ездят по светофорам, вдобавок в качестве помощи машинисту на пульте показывается максимально разрешённая скорость на данном участке;
  • линии, где АЛС-АРС является основной системой. В этом случае светофоры погашены, и оставлены только светофоры на станциях. Движение осуществляется согласно показаниям на пульте.

Целостность рельсов постоянно контролируют рельсовые цепи. За дефектами рельсов следит специальный дефектоскопный поезд (тележка, которая предназначена для выявления наружных и внутренних дефектов в основном металле уложенных в путь рельсов, а также в болтовых и сварных рельсовых соединениях).

Кроме этого, за состоянием путевого хозяйства следят работники службы пути, осуществляющие замену, ремонт и другие работы.

  •  противопожарная безопасность

Безопасность в вагонах обеспечивается за счёт систем:

  • пожарной сигнализации с автоматическим пожаротушением (система ИГЛА-ТМ), позволяющей также определять температуру перегретых букс вагона — связующих звеньев между колёсной парой и рамой вагона;
  • водопровода, в котором через каждые 90 метров установлен пожарный кран. Все станции метрополитена оборудованы огнетушителями и пожарными кранами;
  • работы систем жизнеобеспечения;
  • с целью обеспечения жизнедеятельности на метрополитене постоянно задействовано:
  • 385 вентиляционных шахт, оборудованных тоннельными вентиляторами и защищённых от несанкционированного проникновения системой охранной сигнализации;
  • более 4500 систем местной вентиляции;
  • 860 водоотливных установок для предохранения метрополитена от затопления;
  • резервное электропитание.
  • профессиональной квалификации работников метрополитена

С целью повышения квалификации сотрудники метрополитена проходят обучение на тренажёре, который позволяет отображать движение поездов с заданной скоростью. Работники метрополитена также проходят подготовку в учебном центре при Московском государственном университете путей сообщения по технике досмотра пассажиров.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах