Примерное время чтения: 12 минут
40502

Была ли бомба? К версии теракта на Airbus склоняется всё больше экспертов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Где экс-министр агропрома и где сам агропром? 11/11/2015 Сюжет Крушение российского самолета в Египте
Обломки самолета Airbus A321.
Обломки самолета Airbus A321. / Максим Григорьев/ТАСС/POOL / РИА Новости

Хроника событий

31 октября

1 ноября

  • Борт со спасателями МЧС прибыл в Египет.

2 ноября

  • По делу о катастрофе допрошено руководство «Когалымавиа».
  • В «Ингосстрах», где был застрахован рейс, поступили первые обращения по страховым выплатам от родственников погибших. Максимальная сумма — 2,48 млн руб. Но есть и мнение о том, что по международным нормам выплаты должны составить 22 млн руб. на каждого погибшего.

3 ноября

4 ноября

  • В Великобритании опасаются, что именно взрыв на борту привёл к крушению российского лайнера. Британский премьер провёл заседание чрезвычайного комитета по A321. 
  • Ирландия приостановила все полёты в Шарм-эш-Шейх и обратно.
  • CNN: разведка США допускает, что на борту A321 могла взорваться бомба.

5 ноября

  • Нидерланды и Франция приостановили полёты в Шарм-эш-Шейх.

6 ноября

  • СМИ: Лондон отменил полёты в Шарм-эш-Шейх после перехвата сообщений ИГ, где боевики говорят, что готовят масштабный теракт в регионе. 
  • Источники в британских спецслужбах сообщили СМИ, что взрывное устройство могли поместить в грузовой отсек A321.
  • В. Путин поддержал предложение главы ФСБ РФ приостановить полёты в Египет. 
  • Телеканал France 2 сообщил о звуке взрыва на записи с самописца А321.

7 ноября

8 ноября

  • Вывезенный из Египта багаж туристов из РФ проходит усиленный контроль.
  • В. Путин подписал указ о временном запрете перелётов из России в Египет.

9 ноября

  • Американские и британские СМИ, ссылаясь на данные своих разведок, сообщают о вероятном виновнике гибели A321: это группировка «Вилаят Синай», подчиняющаяся ИГ*, но, возможно, действовавшая самостоятельно. 
  • Премьер-министр Д. Медведев допустил, что причиной катастрофы А321 мог быть теракт: «Вероятность террористического акта, естественно, сохраняется в качестве причины того, что произошло».

*Террористическая организация, запрещённая в РФ.

8 ноября, на 9-й день после авиакатастрофы, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга прошла поминальная служба. Колокол собора звонил 224 раза - по числу погибших над Синайским полуостровом пассажиров и членов экипажа А321.
8 ноября, на 9-й день после авиакатастрофы, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга прошла поминальная служба. Колокол собора звонил 224 раза - по числу погибших над Синайским полуостровом пассажиров и членов экипажа А321. Фото: РИА Новости/ Игорь Руссак

Как проверять багаж

Как нужно действовать, чтобы бомба не попала на борт самолёта вместе с багажом? И могут ли авиакомпании контролировать багаж самостоятельно, независимо от служб контроля иностранных аэропортов, куда летают российские лайнеры? Оказывается, могут. И израильский и американский опыт можно перенять российским авиакомпаниям.

Игорь Вайсбурд, региональный директор восточно-европейского направления национальной авиакомпании «Эль Аль», Израиль:

- В нашей авиакомпании существует многоступенчатый контроль багажа. И неважно, откуда вылетает самолёт - из Тель-Авива, Москвы, Копенгагена или Стокгольма. Меры безопасности абсолютно одинаковые. Во всех аэропортах применяется единый стандарт. Во-первых, как только чемодан уходит по конвейеру, он попадает под визуальное наблюдение сотрудников безопасности нашей авиакомпании. Это происходит всегда и не зависит от работы охраны аэропорта. Во-вторых, на каждом чемодане имеются два стикера. Помимо первого, который клеит работник аэропорта, чтобы багаж ушёл на нужный рейс, есть второй - его приклеивает служба безопасности авиакомпании, которая просветила чемодан на специальной машине. Для проверки мы используем газоанализаторы и рентген-аппараты, позволяющие очень быстро и эффективно проверить внутренность багажа, не вскрывая его. Ни один чемодан не может попасть в грузовой отсек самолёта без такого многоступенчатого контроля. И, в-третьих, все находящиеся на земле самолёты тщательно охраняются. Никто посторонний не может не только войти в них, но и приблизиться к ним. Уборщицы и работники аэропортов независимо от имеющихся у них пропусков также проверяются.  

В нью-йоркском аэропорту JFK (США) весь багаж проверяет Администрация транспорт­ной безопасности аэропорта. Её сотрудник, попросивший не называть его имя, рассказал «АиФ», как это делается:

- Весь багаж, который сдаётся в багажное отделение аэропорта, должен быть закрыт на молнию. В противном случае служба безопасности имеет право взломать замок, чтобы произвести досмотр. 

Сумки, независимо от того, на какой рейс их доставят, досматриваются выборочно, но большая часть из них действительно вскрывается. Во всём досмотренном вручную багаже служба безопасности оставляет карточку, говорящую о том, что вещи проверены. 

Эту службу и данные правила создали в 2001 г. после атаки 11 сентября, чтобы повысить эффективность предполётного контроля. Эта же служба, кстати, действует на железнодорожных и автобусных вокзалах.

Служба постоянно проводит тайные проверки своих сотрудников. Каждого, кто пропускает специально положенный на ленту «подозрительный» багаж (с поддельной бомбой), может ждать штраф и увольнение, поэтому стимул сильно стараться есть у всех. Причём многие не проходят эти тесты (например, газеты пестрят сообщениями о том, как 20 из 22 чемоданов с якобы бомбами пропустили на борт самолётов). 

Оружие за взятку

Семь чиновников, имеющих отношение к службе безопасности аэропорта Шарм-эш-Шейха, на условиях анонимности рассказали агентству «Ассошиэйтед Пресс» о проблемах с безопасностью.

Один из чиновников отметил, что полицейские, контролирующие сканы, брали взятки. «Я не могу сказать, сколько раз я сам ловил сумки, полные наркотиков или оружия, которые они пропустили за 10 евро», - отметил он.

Все сумки пропускаются через сканер при входе в аэропорт Шарм-эш-Шейха. Ручная кладь проходит через второй сканер у входа на посадку. Но он часто не работает. «Это человеческая глупость, а не технические проблемы, - сказал один из чиновников аэропорта. - Я видел людей, которые отключали сканер, чтобы сэкономить электроэнергию». В то же время египетские власти начали опрашивать штат аэропорта и наземную команду, которая работала над подготовкой российского борта, некоторых сотрудников заключили под наблюдение. 

Чиновники заявили, что в аэропорту Шарм-эш-Шейха часто были слабые проверки безопасности при доставке питания и топлива. Местные отели предоставляли бортовое питание для некоторых рейсов и доставляли еду самостоятельно прямо на борт самолёта. Охрана на входе часто разрешала таким службам доставки пройти к самолёту без должного контроля, заявили чиновники. Часто охранников можно было подкупить 1-2 блюдами, чтобы пропустить грузовики с питанием без проверки.

После катастрофы в египетском аэропорту усилен контроль за авиапассажирами и багажом.
После катастрофы в египетском аэропорту усилен контроль за авиапассажирами и багажом. Фото: EPA

А кто заказчик?

Британские СМИ назвали имя предполагаемого организатора теракта - это главарь террористической группировки «Провинция Синай» Абу Усама аль-Масри. Но эксперты задают вопрос: «А кто заказчик?»

По мнению Евгения Сатановского, президента Института Ближнего Востока, все радикальные формирования на Синае патронирует эмират Катар: «Деятельность по поддержке гражданской войны в Сирии и другие громкие теракты курирует министр иностранных дел Катара Халид аль-Аттия. Заказчиком теракта может быть только он и узкий круг его доверенных лиц... Нам послали чёрную метку, это называется объявлением войны. Не понимать или не замечать этого - преступно». 

Глава МИД Катара известен тем, что в октябре этого года заявил, что его страна не исключает вооружённой интервенции в Сирию. Катар уже оказывает военную, финансовую, политическую поддержку суннит­ской оппозиции, противостоящей президенту Сирии Башару Асаду. 

Кроме того, Катар не раз обвиняли в спонсировании исламистских террористических организаций, запрещённых в РФ.

Куда лететь

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза тур­индустрии:

- Альтернативы Египту по цене и климату в пределах 5-часового полёта, к сожалению, нет. Сейчас турагентства предлагают Таиланд, Вьетнам, ОАЭ и Израиль. Но за все эти страны придётся доплачивать. Например, тур в Израиль, хотя он и ближе, чем тот же Таиланд, обойдётся дороже. Во-первых, туда летают не чартеры, а регулярные рейсы. Во-вторых, сама по себе эта страна требует больших затрат. Впрочем, у тех, кто взял путёвки на Новый год, ещё есть шанс ими воспользоваться, поскольку неизвестно, как долго будет закрыто это направление. Советую не торопиться сдавать новогодние туры. 

Читайте также: Альтернативы Египту. Где теперь отдохнуть поклонникам Страны пирамид?

P.S. Цены на туры в другие страны сильно отличаются от египетских. Например, в новогодние праздники 7 ночей в отеле 3* на полупансионе в Таиланде будут стоить от 83 тыс. руб., во Вьетнаме - от 98 тыс. руб., в ОАЭ (Дубай) - от 70 тыс. руб. Эти же условия в Египте обошлись бы от 40 тыс. руб.

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах