Сегодня СМИ сообщили о возможном прекращении авиасообщения России с потенциально опасными для туристов странами. Какие направления могут закрыть для россиян по примеру Египта, АиФ.ru рассказал преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Леонид Маркович, СМИ сообщают, что Россия может ввести запрет на полёты в потенциально опасные страны. Какова вероятность этого шага и какие страны могут войти в список «потенциально опасных»?
Леонид Исаев: Учитывая уже принятое нашими властями решение в отношении Египта, я не исключаю аналогичных запретов для других стран.
Возьмём Ливию, которая прекратила существовать как государство. Это failed state (термин, обозначающий государство, чьё правительство не может контролировать территорию страны — прим. ред.) превратилось в один большой рынок по снабжению оружием, террористами. Страна довольно большая, граничит со многими государствами, и все её соседи, равно как и вся Северная Африка, испытывают серьёзные проблемы с безопасностью. Египет, Тунис, Марокко — страны потенциального риска. Это факт. На Ближнем Востоке у нас с вами есть Сирия, Ирак, Йемен. Подобные горячие точки ставят под угрозу жизни граждан и отдыхающих в Ливане, Турции, странах Персидского залива. Существование failed states приводит к экспорту терроризма в другие страны, а ресурсов для того, чтобы покончить с ним, нет ни у кого в регионе. К сожалению, никто не даст нам 100% гарантии безопасности.
Что касается фактов взяточничества, о которых сейчас так активно говорят, то они присутствуют везде. Не только в аэропорту Шарм-эль-Шейха можно дать деньги и обойти контроль. Это возможно в любом аэропорту мира. Кроме того, как вы помните, летом были теракты в Тунисе, Кувейте, Франции, поэтому если дальше руководствоваться логикой запретов, то список стран действительно может быть максимально широким. Но я не думаю, что это приведёт нас к искомой цели.
— Почему вы сомневаетесь?
— Если мне нужно будет попасть в Египет, я куплю билет, например, Alitalia и полечу туда. Ограничения на авиасообщение играют на руку авиаперевозчикам и туроператорам из соседних стран. «Белавиа» уже готова отправлять российских туристов в Египет через Минск. Egyptair планирует увеличить частоту рейсов между Москвой и Египтом. Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области запросто могут улететь в Египет через соседнюю Финляндию. Компании будут выкручиваться из сложившейся ситуации. Кроме того, наши туристы — это не англичане. Вспомните, как россияне отдыхали в Египте в 2011 и 2013 гг. Их ничего не останавливало. Прекращение авиасообщения только уменьшает, но не исключает угрозу.
— Но это вопрос и безопасности аэропортов. Все говорят о взяточничестве в портах, неужели его никак нельзя минимизировать или вообще свести к нулю?
— Конечно, можно ужесточить контроль, и после каждого подобного случая именно так и происходит. Сравните наши аэропорты в начале 2000-х годов и сейчас — это небо и земля. Степеней досмотра и защиты становится всё больше и больше. Я постоянно летаю в Египет и хочу сказать, что заявления о том, что в этой стране не проходят никакие досмотры, не соответствуют действительности. Например, в аэропорту Каира надо 6 раз отсканировать багаж, предъявить паспорт, билет и т. д. Русские, которые приезжают туда, часто жалуются на такой доскональный досмотр, нервничают по этому поводу. В 90-е годы Египет пережил мощнейшую волну терроризма, ещё при Мубараке там была создана серьёзная система защиты аэропортов.
— Но человеческий фактор никто не отменял?
— Да, и мы не застрахованы от него ни в одной стране мира. Самое сложное в том, что человек не обязательно может быть как-то финансово заинтересован в том, чтобы условно помочь террористам. Он может быть заинтересован в этом идеологически! Что делать в подобной ситуации? В данном случае его даже не будет волновать, какую меру наказания к нему применят за пособничество терроризму.
Но в настоящий момент я бы не стал делать громких выводов, необходимо дождаться результатов экспертизы, это всего лишь одна из гипотез, которую англичане «высосали из пальца». Нельзя просто дать бомбу сотруднику аэропорта, которую он спрячет в карман и пронесёт на борт самолёта. Его тоже досматривают. Там жесточайший контроль!
Кстати, думаю, что сейчас лететь в Египет безопасней всего, потому что после произошедших событий власти страны приняли феноменальные меры защиты всех туристов. Для Египта потеря россиян и британцев сродни экономической катастрофе. В настоящий момент все силы египетской армии и спецслужб брошены в действие, чтобы ничего подобного больше не повторилось.
— Насколько может затянуться запрет на авиасообщение с Египтом?
— Дмитрий Медведев уже сказал, что это может быть надолго, до тех пор, пока не будут установлены причины крушения и предприняты меры безопасности. Это очень обтекаемые формулировки. Во-первых, надо дождаться отчёта авиационной комиссии, которая расшифровывает чёрные ящики. В неё, как вы знаете, входят не только русские и египтяне, но и представители других стран. Быстро подобного рода вещи не расследуются. Египтяне — люди довольно скрупулёзные, к тому же там есть мощная политическая подоплёка, все карты у них в руках. Значит, конечного решения мы можем ждать многие месяцы. А безопасность в Египте уже обеспечена. Я не знаю, какие нам нужны гарантии. Конечно, египтяне будут на нас давить всё сильнее и сильнее. Если мы ставим цель сохранить с ними нормальные отношения, то этот вопрос нужно будет решать в кратчайшие сроки. Но с другой стороны, отменять своё же решение, не получив результата расследования комиссии, тоже будет выглядеть по меньшей мере странно.
— Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?
— Постепенно, шаг за шагом нужно идти навстречу египетскому руководству: учащать авиарейсы, которые совершаются в Египет. Например, сначала регулярные рейсы «Аэрофлота» в Каир, потом чартеры, чтобы выйти на тот уровень, который у нас был до случившийся трагедии. Это важно делать по двум причинам. Во-первых, долго существовать в ситуации тотального запрета невозможно. Во-вторых, это удар по нашей туриндустрии. А люди в любом случае будут пытаться обойти существующие правила.