Сегодня стало известно, что российские чиновники рассматривают возможность запрета транссибирских полётов европейских авиакомпаний из Европы в Азию. Если запрет будет принят, это станет своеобразным ответом России на фактическую остановку полётов «Добролёта» из-за санкций ЕС. АиФ.ru выяснил у экспертов, какие последствия повлечёт за собой этот запрет для всех сторон.
Расход топлива и лишние километры
В данный момент самолёты летают из Европы в Азию по самому короткому, транссибирскому маршруту, за что платят российскому «Аэрофлоту». Если коридор будет закрыт, маршрут увеличится на 4000 км. Но в случае запрета проблемы для европейских авиакомпаний не ограничатся только лишь необходимостью заливать больше топлива в баки: «Запрет транссибирских перелётов европейским авиакомпаниям нанесёт им очень большие убытки, и дело здесь не столько в том, что увеличится время перелётов. Дело в том, что такие санкции поставят в неравные условия азиатские и европейские авиакомпании, а значит, последние могут потерять часть рынка», — считает Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт».
Пожелавший остаться неизвестным эксперт в области авиаперевозок сообщил АиФ.ru, что он скептически относится к возможности введения таких санкций. «Этот шаг был бы беспрецедентным: полёты над территорией СССР не запрещали даже во время холодной войны». По мнению эксперта, если запрет будет введён, то в первую очередь это повлияет на продолжительность полёта, которая может увеличиться для некоторых рейсов на 3 часа. Нужно понимать, что не все самолёты будут на это способны. Значит, в некоторых случаях придётся делать промежуточные посадки, что также увеличит стоимость перелёта. В первую очередь пострадают крупнейшие европейские авиакомпании Lufthansa, BritishAirways, Air France, причём для каждой из них размер убытков будет составлять миллиарды евро.
Кроме того, эксперт считает, что такой запрет сильно отразится и на «Аэрофлоте», ведь за полёты над территорией России он получал от иностранных авиакомпаний довольно неплохой доход, который составляет более полумиллиарда долларов в год: «То, что эта сумма является значительной для бюджета авиакомпании, было отражено в резком падении её акций после заявления властей о возможном закрытии транссибирского коридора», — считает эксперт.
По мнению Олега Пантелеева, потери, которые понесёт «Аэрофлот», будут несопоставимы с потерями европейских авиакомпаний: «Главный российский авиаперевозчик потеряет от этого запрета несколько сот миллионов долларов в год, а европейские авиаперевозчики потеряют значительно больше». Это можно понять, вспоминая, как радели за открытие этого коридора иностранные авиакомпании в начале 1970-х годов (тогда этот вопрос решался на высочайшем уровне).
Зеркальные санкции
Однако, по мнению Пантелеева, санкции со стороны России могут привести и к более серьёзным последствиям для российского авиапрома. «В случае, если такое решение будет принято, скорее всего, Евросоюз ответит зеркальными мерами. Например, запретят полёты над территорией Европы или усложнят техническое сотрудничество. В таком случае оценить масштабы потерь российских авиакомпаний очень сложно. Нужно понимать, что такие меры — очень сильная «пилюля». У каждой из сторон есть рычаги, которые могут привести к банкротству авиакомпаний в другой стране. С другой стороны, не вполне ясно, кто сможет от этого выиграть».
Расплата для простых пассажиров
Рядовые пассажиры из Европы почувствуют запрет транссибирских перелётов в первую очередь из-за значительно поднявшихся цен на билеты. Российские авиаперевозчики также будут вынуждены поднимать цены. Особенно это коснётся «Аэрофлота», который таким образом будет вынужден компенсировать потерю «пролётных» денег от европейских компаний, даже в том случае, если ответные санкции не будут введены.