Примерное время чтения: 10 минут
947

«Типичный Питер»: поэт работает кочегаром и путешествует по миру

 

От мойщика стекол до редактора

  В котельной писатель-кочегар Григорьев работает с 80-ых годов. Фото Яны Раловец

В котельной Дмитрий Григорьев давно — с середины 80-ых годов. В то время в котельных работали многие писатели, художники и музыканты: надо было где-то числиться, чтобы не быть «тунеядцами». Работали также и ученые, собиравшиеся эмигрировать. Тому, кто имел дело с секретностью, следовало отработать на несекретном предприятии пять лет. «На одном из собраний рабочего коллектива, - вспоминает Дмитрий, - встал вопрос о том, нужен ли дополнительный электрик. Начальник зачитал список: «У нас числится тридцать котельных, - сказал он, - на них работает 120 человек. Из них 15 кандидатов наук, 2 доктора наук, больше половины с высшим образованием. Неужели никто не может лампочку вкрутить!?».

Все кнопки и рычаги в котельной Дмитрий может найти даже вслепую Все кнопки и рычаги в котельной Дмитрий может найти даже вслепую. Фото Яны Раловец

До котельной было множество случайных и неслучайных заработков. «Однажды Дедом Морозом работал, - рассказывает Дмитрий. - Чего только не делал: дома строил, баржу на Неве разрушал, плакаты рисовал, деревья сажал, даже стекла мыл. Помню, после долгого отсутствия записей в трудовой книжке, а, значит, «тунеядства», мне было трудно устроиться куда-либо. И тут вдруг встречаю одного поэта, он сказал, что работает мойщиком стекол в «Невских Зорях». Меня взяли. За первую половину дня я зарабатывал, причем, по тем временам, немало. Но к вечеру, как правило, бил какое-нибудь стекло и тратил почти все деньги, чтобы за него заплатить. Сизифов труд».

В этой котельной родилось много замечательных стихотворений В этой котельной родилось много замечательных стихотворений. Фото Яны Раловец

Котельная оказалась самым оптимальным местом: много свободного времени и хоть небольшой, но доход. Именно здесь рождаются на свет лучшие стихотворения Григорьева.  «У меня давно уже нет необходимости заработка таким способом, - объясняет Дмитрий. – Прежде всего, для меня это кабинет в центре города. Не каждый может похвастаться таким преимуществом. Здесь я могу побыть один. И мне никто не мешает».

В эту дверь писатель заходит уже тридцать лет В эту дверь писатель заходит уже тридцать лет. Фото Яны Раловец

«Бродить и петь»

Когда заканчивается отопительный сезон, Григорьев отправляется в путешествие. «В 1918 году Велимир Хлебников и Дмитрий Петровский принесли Луначарскому  «Декларацию творцов», - рассказывает писатель, –  в ней были такие слова "Все творцы: поэты, художники, изобретатели должны быть объявлены вне нации, государства и обычных законов. Им на основании особо выданных документов должно быть предоставлено право беспрепятственного и бесплатного переезда по железным дорогам, выезд за пределы Республики во все государства всего мира. Поэты должны бродить и петь".  Декларация была отвергнута в первом чтении. Но я готов подписаться под каждой строчкой».

Писатель начал путешествовать по миру с самого детства Писатель начал путешествовать по миру с самого детства. Фото из архива писателя

Григорьев был на Алтае, в Гималаях, на Памире и Тянь-Шане, в Китае и Монголии, объездил Европу и Азию как автостопом, так и на своей собственной машине.  Но больше всего писатель любит горы. О Гималаях им написана довольно толстая книга «На плечах Великого Хималая» — путеводитель в художественной форме.

Больше всех Дмитрий любит походы в горы. На снимке Гималаи Больше всех Дмитрий любит походы в горы. На снимке – Гималаи. Фото Антонины Галль

«В страну, спрятанную за семью горами,

страну, заплатанную снежными полями,

страну на самом краю небесном,

страну, где любая дорога — бездна,

страну, где такое яркое солнце,

что даже чёрное становится белым,

жизнь как страницу переверну

и отправлюсь в эту страну».

  — это стихотворение завершает гималайские истории Дмитрия.

  

Про каждое свое путешествие Григорьев снимает фильм на любительскую камеру Про каждое свое путешествие Григорьев снимает фильм на любительскую камеру. Фото из архива писателя

Кому пулемет?

Детство Дмитрия прошло на Васильевском острове. «Несмотря, на то, что мои родители были правильными инженерами, — рассказывает Дмитрий, — а дед — директором крупного института, я много времени проводил в «дворовой компании». Смоленское кладбище, свалка на Шпикерке — мои любимые места. Чего только не было на этой свалке, — вспоминает Григорьев, — от обрезков сигарет до старых телевизоров. Свалка жила своей жизнью, там по ночам горели костры, у которых сидели странные личности. Но нас, пацанов, они не трогали. Кладбище и свалка во многом определили мое мировоззрение». Третьим местом, повлиявшим на мировоззрение Дмитрия, стала родительская дача неподалеку от Синявинских высот. Земля вокруг участка была полна останков солдат и оружия времен войны.

Писатель во многом близок к буддизму. Григорьев в Монголии Писатель во многом близок к буддизму. Григорьев в Монголии. Фото Сергея Носова.

«Помню, мне было лет двенадцать, я помогал отцу прибивать доски на крышу. И где-то ближе к вечеру увидел сверху мужика с тележкой. Уже изрядно пьяный, но вполне способный к передвижению, он шел по нашей улице и кричал: «Кому пулемет! Хороший пулемет... За трояк отдам!». Действительно, в тележке лежал пулемет. Ржавый, но, похоже, целый. Как я понял потом, это был длинноствольный немецкий МГ-34, с воздушным охлаждением. Тогда же я стал просить отца: «Папа, купи пулемет!». Он отказался: «Мал еще для пулемета».

Позже, почти до окончания школы, Дмитрий с друзьями раскапывал оружие. Даже стрелял из него. А через десять лет, будучи офицером, оказался  в Чернобыле. «Но это совсем другая история, — улыбается Дмитрий,  — мы ведь говорим о путешествиях по собственной воле. Так вот, мое первое самостоятельное путешествие случилось в воcемь лет. После школы мы с другом отправились в Африку. Инициатором был я. На Смоленке мы нашли оставленный рабочими плот. Сбегали домой за провизией, отвязали его, и, отталкиваясь шестами, пошли по реке к заливу». До Африки Дмитрий и его друг так и не доплыли – их согнали с плота еще в устье. А лет в семнадцать начались более успешные путешествия по всей стране. Преимущественно — автостопом.

Автостопом по миру

Даже в пустыню можно добраться автостопом Даже в пустыню можно добраться автостопом. Фото из архива писателя

«Автостоп — удобный и свободный способ передвижения, — объясняет Дмитрий, — особенно, когда нет денег. Захотел – поехал по одной дороге, захотел – по другой.  Можно выйти из машины и заночевать в прекрасном месте. Ни поезд, ни самолет этого не позволяют». Когда у Дмитрия появилась машина, он сам стал брать автостопщиков. Об автостопе написал «Господин Ветер», где собрал разные водительские байки. Есть еще одна книга об автостопе, написанная им под псевдонимом и в соавторстве с одним журналистом в серии «Притворись знатоком». Это некая пародия на многочисленные пособия по автостопу. Например, в книге авторы со знанием дела и достойной аргументацией перечисляют места, где нельзя останавливать машины. Внимательный читатель заметит, что останавливать нельзя нигде: ни на горе, ни на склоне, ни на плоской местности.

Григорьев путешествует в свободное от котельной время Григорьев путешествует в свободное от котельной время. Фото из архива писателя

В конце июля Дмитрий вместе со своим другом, писателем Сергеем Носовым, автостопом отправятся в Новосибирск, а далее, уже на машине, в экспедицию на Алтай. «Суть в том, чтобы придать пути еще одно внепространственное измерение. Предпринять путешествие в прошлое, в те времена, когда автостоп был не спортом, а средством передвижения, или еще глубже, вернутся к практике трубадуров, странствующих рыцарей поэзии. Поэтому у нас запланированы выступления во всех крупных городах: Вологде, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске. Таким образом мы попытаемся реализовать в современной российской действительности хлебниковский постулат – поэты должны бродить и петь».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах