Герой с улицы Мира
Николай Жуган — один из старейших военных лётчиков России. Без преувеличения его можно назвать легендой отечественной авиации. Даже просто перечислить все его подвиги на фронте, полученные за них награды и основные вехи послевоенного пути непросто. За четыре года Великой Отечественной он совершил 312 боевых вылетов, в ходе которых сбросил сотни тонн бомб на военные и промышленные объекты противника в СССР, Германии и Финляндии. За образцовое выполнение заданий он заслужил звезду Героя Советского Союза, стал кавалером орденов Ленина (трижды), боевого Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, получил множество медалей. После войны он командовал подразделениями дальней авиации в разных уголках страны, завершив службу в звании генерал-майора. И похоже, что такой славный путь ему уготовила сама судьба, ведь он родился в День защитника Отечества.
Вот уже более полувека Николай Жуган живёт в Краснодаре, почётным гражданином которого является. За это время едва ли был такой год, когда бы он не принимал журналистов в своей квартире на улице Мира. Но такой их наплыв, как перед сотым днём рождения ветерана, припомнить трудно. Чтобы тоже попасть к нему, я отправился на встречу заранее. Дверь открыла невестка героя, Галина Жуган, ухаживающая за ним последние годы.
«Николай Павлович отдыхает у себя, сейчас я его позову, — сказала Галина и пошла за юбиляром. — Папа, к вам пришли, выходите».
Спустя пару минут легендарный лётчик показался из своей спальни. Опираясь одной рукой на трость, вторую он протянул мне. Рукопожатие оказалось крепким.
«Здравствуйте», — произнёс ветеран, а затем сел на диван и некоторое время хранил молчание. Невестка сказала, что ему, видимо, нужно дать время, чтобы взбодриться. Но едва она помогла ему надеть парадный китель с золотой звездой героя, как Николай Жуган сразу оживился и даже как-то преобразился. Он окинул взглядом свои награды, повертел в руках фуражку, а затем посмотрел на меня. Стало ясно, что Николай Павлович готов к разговору. Когда я задал первый вопрос, задумчивость героя окончательно улетучилась, и с огоньком в глазах он начал свой рассказ.
Путь воина
Сложно даже представить, что Николай Жуган появился на свет ещё в Российской империи. Это случилось в селе Ганское Одесской губернии. Он был восьмым ребёнком в семье. Жили бедно, родители рано умерли от болезней, и уже в пятилетнем возрасте будущий герой попал в детдом. По словам самого Николая Жугана, молодая советская власть дала ему многое, в том числе позволила воплотить в жизнь мечту о небе.
Он получил комсомольскую путёвку в Харьковскую лётно-планёрную школу, а потом поступил в Одесскую военную школу лётчиков. После её окончания младшего лейтенанта Жугана направили служить в брянский бомбардировочный авиаполк. Там он познакомился со студенткой Воронежского госуниверситета Тамарой, которая стала любовью всей его жизни. 22 апреля 1941 года молодые люди зарегистрировали брак, а спустя два месяца началась война.
«Летай спокойно, милый, бей непрошеных захватчиков, — напутствовала молодого мужа в одном из писем Тамара Иосифовна. — Я в тебя верю, ты будешь жить и вернёшься с победой».
И он стал громить врага с первого же дня войны. Уже 22 июня 1941 года командира звена 98 бомбардировочного авиационного полка Николая Жугана с другими лётчиками направили уничтожать вражеские колонны на подходах к Бресту. Вылет оказался удачным: они накрыли фугасными бомбами колонну чёрно-зелёных танков и крытых брезентом грузовиков. Все крылатые машины благополучно вернулись обратно на аэродром Шаталово в Смоленской области. Но обходиться без потерь удавалось недолго.
«Вначале мы летали группами по девять самолётов, — вспоминает ветеран. — Эффект был неплохой, но и нам доставалось. В каждом полёте один-два самолёта сбивали фашистские „мессершмитты“. У нас не хватало истребителей для прикрытия, и тогда командование приняло решение перейти на ночные действия. Мы начали летать по одному, и сбивать нас стали реже, но всё равно ловили».
Но по иронии судьбы Николай Жуган потерял свой первый самолёт не в бою. В конце июня 1941 после бомбометания в районе Минска он угодил в грозовое облако. Из-за мощных потоков воздуха машина потеряла управление, стала разваливаться, и командир скомандовал прыгать. Приземление не было мягким, но все выжили.
Везучий лётчик
Впоследствии парашюты и невероятная удача ещё не раз спасали Николая Павловича. Например, однажды после очередного приземления он благополучно миновал минное поле. Но особенно он любит рассказывать про случай, который произошёл в сентябре 1941 в районе Путивля.
Едва сбросив бомбы на передовые части немецкой танковой группы, дальний бомбардировщик Жугана ДБ-3Ф (с 1942 года его стали называть ИЛ-4) попал под шквал вражеских снарядов и стал падать. Командир снова приказал эвакуироваться и вслед за экипажем тоже покинул обречённую машину. Приземлился на неубранном поле подсолнухов, но едва успел отстегнуть лямки парашюта, как увидел в нескольких десятках метров от себя двух немецких солдат. Лётчик бросился в сторону леса, услышав за спиной автоматные очереди. Из-за большого расстояния пули пролетали мимо, но всё могло измениться. Бежать быстрее Жугану мешала сырая земля и кожаное пальто авиатора длиной ниже колен.
«Они начали со мной сближаться, — рассказывает Николай Павлович. — Тогда я на бегу расстегнул свою кожанку и сбросил её. И вдруг через несколько секунд стрельба прекратилась. Мне стало интересно, почему. Я оглянулся и увидел, что немцы, побросав автоматы, вырывают друг у друга мою кожанку. Она хорошая была, новая, я её недавно только на складе получил. Я улыбнулся и подумал, что теперь им меня не поймать. Пока они дрались, добежал до опушки, а там показал им фигу и потихоньку пошёл по лесу».
Впереди у него были три недели скитаний по просёлочным дорогам и домам селян, у которых он ночевал. В итоге Жуган благополучно добрался до своих, хотя и был сильно расстроен потерей второго самолёта. Не менее яркий след в его памяти оставило пребывание в белорусском партизанском отряде «Храбрецы», куда он тоже попал прямо с неба.
«Была светлая ночь, я уже возвращался с задания, и меня подловил „мессершмитт“, — вспоминает он. — Подошёл чуть ли не вплотную, дал очередь, после чего самолёт сразу же загорелся. Я дал команду прыгать и сделал это сам. Так мы со штурманом попали в партизаны».
Николай Павлович предлагал им помощь в совершении диверсий против врага, но их командир Александр Рабцевич наотрез отказался. Согласно приказу Сталина, они помогли доставить его на «большую землю», за линию фронта, ведь каждый лётчик был на вес золота.
Николай Жуган участвовал практически во всех основных сражениях Великой Отечественной. Уничтожал захватчиков в Курской и Сталинградской битвах, бомбил Берлин. И его огромный вклад не остался незамеченным. В августе 1944 года сокол-бомбардировщик и его штурман Николай Куроедов одновременно стали Героями Советского Союза.
Сто лет — не предел
Николай Жуган ушёл в запас в 1961 году. Врачи не разрешили продолжать службу на новых самолётах с их скоростями и перегрузками, о чём он сильно жалел. Говорит, что ещё бы с удовольствием полетал. Хотя и на земле он не сидел без дела. Неоценим его вклад в воспитание новых поколений защитников Отечества. На протяжении многих лет Николай Павлович командовал краевой военно-спортивной игрой «Орлёнок» и регулярно выступал перед учащимися. С такими просьбами к нему обращаются и сейчас. Особенно часто звонят из школы № 23 станицы Красносельской, которой в 2010 году присвоили его имя. И герою есть, что сказать ребятам.
«Если ты любишь Родину, то ты её будешь защищать, — говорит ветеран. — А старшие должны прививать эту любовь. Молодым защитникам Отечества я хочу пожелать служить честно и добросовестно постигать военную науку. Это раньше шли в атаку со штыками, а сейчас такого не будет, настолько изменилось вооружение. Надо уметь хорошо его использовать».
Семейная жизнь героя тоже может служить примером. Они прожили с женой вместе семьдесят лет и воспитали троих детей. При этом супруги никогда не ругались и до конца поддерживали друг друга во всём. К сожалению, в 2010 году Тамара Иосифовна ушла из жизни, а несколько лет назад умер и один из их сыновей. Но даже эти потери не смогли сломить дух воина.
В ответ на мой вопрос о секрете своего долголетия Николай Павлович только пожал плечами. Сказал, что и сам не знает, как у него получилось дожить до ста. Но, конечно, причины есть. Ещё в молодости он раз и навсегда бросил курить, хотя во время войны дымил даже за штурвалом самолета. Также он не злоупотреблял алкоголем и до глубоких седин вёл активный образ жизни. Любил трудиться на даче, гулять. Хотя годы берут своё, он и сейчас не прочь пройтись по улице вместе с невесткой, которая тоже удивляется его жизненной силе.
«Он всегда был шустрым, быстро всё делал, — говорит Галина Жуган. — Да и сейчас он порой резко вскакивает и куда-то спешит, как будто забывает свой возраст. Я думаю, что сказывается его фронтовая закалка. У него хорошая нервная система. Мы все эмоциональные, а он всегда спокойный, никогда ни на что не жалуется и ничего не просит. В общении он очень простой и скромный человек, никто не может сказать о нём плохого слова».
Свой сотый день рождения ветеран встречает в семейном кругу, который тесным не назовёшь. Только внуков и правнуков у него уже тринадцать. А сразу после торжества начнётся отсчёт нового отрезка жизни Героя Советского Союза. По словам Галины Жуган, Николай Павлович уже давно отмеряет свой возраст пятилетками. Когда ему исполнилось 95, он сказал родным, что будет жить до ста лет. И, судя по всему, отказываться от такого планирования он не собирается. Говоря о грядущем праздновании юбилея во время нашей беседы, он с улыбкой произнёс: «Отметим, зафиксируем и пойдём дальше».