Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин встретился с отважными путешественниками, узнал, что заставило их отправиться в столь необычное путешествие.
Через день – два трактор «Беларус» с весёлым фургоном-прицепом прибудет в Краснодар.
Энтузиасты из села Балтым Александр Маляр и Александр Лаптев стартовали из Екатеринбурга 23 мая и добрались до Ростова-на-Дону за 10 дней, опередив предполагаемый график на два дня. В Донской столице они сделали большую остановку, чтобы принять участие в единственных в мире гонках тракторов «Бизон-Трек-Шоу».
Вдохновитель идеи — 42-летний Александр Маляр. Штурман, его помощник — 60-летний Александр Лаптев.
В день уральцы преодолевают в среднем 200 километров пути. Утром завели машину, вечером — заглушили. Едут четыре часа, затем обед, снова дорога. После ужина ещё часа два – три колесят, пока не найдут стоянку на ночь. В среднем, в дороге путешественники проводят 10–12 часов в сутки.
С собой у них весь набор на непредвиденные случаи — мини-электростанция, сварочный аппарат, а также стиральная машина, холодильник.
Позади Уфа, Самара, Саратов. В городе-герое Волгограде уральцы сделали продолжительный пит-стоп и посетили Мамаев Курган, отдав дань памяти солдатам Красной армии, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
«Ради чего и едем, наш проект приурочен к 70-летию Победы, мы по пути посещаем памятные воинские места», — поясняет штурман Лаптев.
Пока уральцы находились в пути — они стали знаменитыми: в каждой области их встречает местное телевидение, поэтому об их приключениях в дороге многие автолюбители знают в деталях.
По словам пенсионера, за 60 лет он встречал столько тепла и внимания со стороны незнакомых людей.
В дороге автолюбители, обгоняя трактор с весёлым фургоном, приветливо сигналят, особенно горячо приветствуют дальнобойщики, на стоянках подходят, просят сфотографироваться.
Люди обнимают, крепко жмут руку: «Санёк, я тебя по телевизору видел, давай сфотографируемся!»
Путешественники преодолели треть пути. Самым трудным оказался участок дороги по левому берегу Самара – Саратов. Именно на этом отрезке у трактора оторвало «дышло», соединение вагончика с трактором.
Фуры едут по этому участку с такой скоростью, что «Беларус» уральцев их обгонял. «40 лет отработал водителем, но такие кочки и тряски, такие плохие дороги не встречал в стране», — повествует Лаптев.
Стального коня друзья подремонтировали в Ростове, и единственной неисправностью у них осталось отсутствие воздушного гудка.
Моторчик воздушного сигнала сгорел из-за того, что часто сигналили в ответ на приветствия. Сейчас клаксон не работает.
Как родилась идея поехать в Крым
В своём маленьком уральском посёлке Балтым, в 18 км от Екатеринбурга, Александр Маляр известен как Трактор Санёк. Трактор увлёк его с детства, уже в 12-летнем возрасте в колхозе механизаторы доверяли мальчику покататься на «Беларусе».
«Сейчас работаю трактористом, делаю снежные гоночные трассы на озере, главной достопримечательности Балтыма», — рассказывает он о себе.
Живописное озеро летом привлекает сюда туристов для активного отдыха, а зимой — автолюбителей, гоняющих по льду. Когда-то на этих берегах располагалась база отдыха советского военачальника Георгия Жукова.
Трактор Санёк известен в окрестности не только тем, что у него собственный трактор, но и изготовлением различной техники.
Свой первый трактор Александр собрал из металлолома ещё школьником (жил он тогда в Казахстане), чтобы перевозить на повозке пчелиные ульи.
Трактор был похож скорее на броневик, весь в железном каркасе. Но техника прожила лет десять, выполняя свою задачу.
С тех пор и занимается уралец изготовлением самодельной техники. Например, делает металлические кареты для лошадей. Недавно изготовил для дошкольника моторикшу, похожего на маленький мотороллер. На нём может кататься даже шестилетний ребёнок, он тихий, ездит небыстро, а значит, не опасен.
Об уральском мастере не раз снимали телевизионные сюжеты. Во время очередного визита журналистов Александр вскользь сказал, что делает сейчас вагончик-фургон для садового участка, чтобы в нём могла отдыхать семья (у него три дочери) или чтобы выезжать на нём с семьёй на природу. Корреспондент в шутку спросил, а не собирается ли Александр съездить на тракторе куда подальше, например на море.
Журналист попал в точку! Александр возьми и скажи: «Да легко, ведь я никогда не был на Чёрном море, и моя мечта — искупаться в нём». На следующий день районные СМИ и местный интернет уже пестрили сенсацией, что известный конструктор техники Трактор Санёк собрался в Крым на «Беларусе».
Вот так Александр и решил поехать, осуществить свою мечту. Но его жена Оксана строго наказала мужу: «Поедешь только с одним условием, если с тобой отправится дядя Саша».
Дядя Саша — водитель-геолог с душой романтика
Напарника Александра Маляра, тёзку, Александра Витальевича Лаптева, долго уговаривать не пришлось. 60-летний пенсионер всю жизнь проработал водителем, ещё до службы в армии получил права и имеет 40-летний стаж, из них отработал 35 лет водителем в геологической разведке. Поэтому дух авантюризма и романтика в нём по-прежнему силён.
Для ветерана-геолога поездка какой-то сложности не представляет, так как он привык к длительным командировкам и жизни в дороге.
Александр Витальевич предложил не просто поехать на море, а сделать это со смыслом, приурочить к 70-летию Победы и популяризации патриотического движения «Бессмертный полк». Ведь 9 мая они вместе участвовали в этой памятной акции в Екатеринбурге, несли портреты своих родственников, участников Великой Отечественной войны.
Фотографии с акции «Бессмертного полка» разместили внутри вагончика: получился своеобразный музей.
«Отцы и деды наши ползли до Берлина на животе, а мы что — разве не сможем на тракторе съездить в Крым, проявить свою солидарность с братьями-славянами?» — на правах старшего поясняет смысл поездки Александр Лаптев.
Главная задача Деда (его так называют близкие и друзья), кроме помощи в обслуживании трактора в дороге, создать фильм о путешествии. Уже придумано рабочее название — «Уральский характер».
Остались без денег
Остановка в Ростове-на-Дону, на базе организаторов гонок «Бизон-Трек-Шоу», оказалась для путешественников очень кстати. Техника после прохождения более двух тысяч километров срочно нуждалась в техобслуживании, а банковская карта уральцев почему-то отказывалась выдавать купюры в банкомате, поэтому они остались ещё и без денег. «В столовую ходим обедать в долг, по записи, нам даже неудобно за такой тёплый и бескорыстный приём», — жалуются путешественники. Проблему с банком удалось-таки решить перед самым выездом из Донской столицы.
После осмотра уральского трактора ростовчане, организаторы гонок, приняли решение подарить гостям два новых задних колеса для замены, так как старые оказались изношенными и порезанными. Потребовался серьёзный ремонт и «дышлу» — креплению трактора с вагончиком-фургоном. Узел порвало на дороге Самара – Саратов.
Сколько энтузиасты пробудут в дороге к морю, полуострову Крым, они и сами не знают. Дома им наказали, чтобы машину не рвали — «как получится, так и возвращайтесь».
Точно известно, что с полуострова Крым они двинутся в обратный путь в Екатеринбург по другой дороге, северному пути, через Воронеж, Москву, Нижний Новгород, Казань, Пермь.
Александр Лаптев добавляет: «Была у Александра, моего напарника, мечта детства — съездить на тракторе на побережье Чёрного моря, и эта мечта постепенно осуществляется, а как получится в дороге — загадывать не будем».
Действительно, ведь ещё никто в мире не путешествовал на тракторе на расстояние в семь тысяч километров.