Примерное время чтения: 9 минут
14157

«Бывало, душили ремнем безопасности». Таксист об изнанках профессии

Таксист Игорь Герц.
Таксист Игорь Герц. / Дмитрий Овчинников / АиФ

Люди с большим жизненным опытом говорят, что современное такси – не то, что раньше. Говорят, мол, время меняет все. Где ухоженная, блестящая на солнце желтая «Волга», куда исчезли звенящий счетчик, шашечки с зеленым огоньком и, главное, приветливые водители?

Некогда роскошный вид перемещения по городу стал массовым. Изменились люди, работающие в этой нелегкой сфере деятельности. Огрубели и нравы, пропало уважение к профессии таксиста.

50-летний пермский таксист, по совместительству шансонье, Игорь Герц – один из самых колоритных пермских таксистов. О том, как изменилась его профессия за последние два десятка лет, он рассказал АиФ.ru.

Игорь Герц - пермский таксит-шансонье
Игорь Герц - пермский таксит-шансонье. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Лихие 90-ые»

Я родился на Колыме в Магадане, школу окончил на Чукотке. Самостоятельно начал ездить на машине с 12 лет. Видать, во мне генетически заложена страсть к автомобилям!

Позже вместе с семьей переехал в уральской город Пермь, на материк, так сказать. На самом деле у меня здесь родовые корни: мой дед работал у графа Строгонова в поселки Ильинский. А по другой линии в моей крови текут гены великого русского поэта Николая Некрасова.

Мы начали снимать квартиру, и нам срочно нужны были деньги. Где их взять? Пришлось по вечерам подрабатывать таксистом. А это были «лихие 90-ые». Веселое время!

Уральский таксист ездит на отечественном автопроме
Уральский таксист ездит на отечественном автопроме. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Тогда, чтобы заниматься частным извозом, нужно было приделывать специальный патент на лобовое стекло. Помню, я, как добропорядочный гражданин, оформил документы, но саму наклейку не стал нацеплять на машину. Меня тогда сразу же задержали милицейские, думали, что я нарушаю. У многих машины так отбирали.

Взяли «в клещи» – я показал файлы, все чисто! «Почему не клеишь?», – возмущенно спрашивали они. А я им – ваша бумажка загораживает обзор во время езды! Так и разошлись.

Моя первая машина – это «Москвич-401», 1970-ого года выпуска. В то время работать таксистом было прибыльным и в тоже время рискованным делом. Водители стояли на точках – у аэропорта, автовокзала, гостиниц, рядом с автобусными остановками. Иногда ловили клиентов, голосующих на дороге.

Чтобы встать на выгодное место, приходилось платить за «крышу» криминальным элементам. На каждой точке стоял свой бригадир, который собирал с ребят определенную сумму. Впрочем, подобная схема и сегодня осталась.

Опасная работа

Раньше в такси трудились одни профессионалы, люди, прекрасно умеющие ездить. Ведь когда человек платит за поездку, он имеет право потребовать определенного качества и, как минимум, безопасной езды.

Вообще, таксист – тонкий психолог. Пассажира надо за короткий срок просканировать, посмотреть, что он собой представляет, что от него можно ожидать в ту или иную минуту. Риск всегда имеет место быть в нашей профессии. Это, прежде всего, нападение на водителя.

На Игоря несколько раз нападали во время работы
На Игоря несколько раз нападали во время работы. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

У меня были подобные, случаи, признаюсь. Садились с ножами, пистолетами, пытались задушить ремнем безопасности. Поэтому я до сих пор не пристегиваюсь. Как правило, это наркоманы или молодые люди, жаждущие легко сорвать денежный куш. Заказывают в отдаленный район, где мало народа. И набрасываются.

Оружие самообороны не держу в машине. Тут важны психологические и физические моменты. Я пытаюсь быстро решить вопрос с помощью разговора. А драка – крайняя мера. Однако когда понимаешь, что без нее никак, то нужно первым наносить удар.

Свобода

Проработав пять лет в такси, я ушел в дальнобойщики. Затем шабашил механиком, охранником, водителем «Скорой помощи». Но тут появилась новая страсть – музыка.

Песни стал писать с 2001 года. Через год вышел уже первый альбом «Рулетка» в стиле шансон. Стал гастролировать, выступать со многими известными артистами. В целом, мои тексты не о «зоне», я пою о любви, о жизни, людях, событиях.

Почему многие водители, в том числе таксисты, так любят шансон? Это правдивые, живые песни, где преобладают эмоции, разум, смысл, сопереживание. Музыка для головы, моральная подпитка своего рода.

Нужно было как-то совместить творчество и зарабатывание денег. Я купил «девятку», привел в порядок, отремонтировал, красочно разрисовал ее. И снова вернулся в такси.

Машина таксиста уже стала местной достопримечательностью
Машина таксиста уже стала местной достопримечательностью. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Ведь такси – это гибкий график, ты не зависишь ни от кого.  Допустим, у меня мама заболела – нужно сорваться. Меня ничего не держит, в любое время могу поехать по своим делам. Поэтому в такси всегда работают люди, которые ценят свободу и независимость.

«И пели-танцевали»

Конечно, в нашей профессии встречается много разнообразнейших людей. Одни сливают на тебя потоки информации, другие молчат всю дорогу. Бывало, плясали, пели и даже танцевали. Пассажиры, садясь ко мне в машину, говорят, что чувствуют хорошую энергетику, а она зависит от самого водителя.

Когда в машине никого нет, Игорь репетирует свои песни, включив старые записи
Когда в машине никого нет, Игорь репетирует свои песни, включив старые записи. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Однажды был такой веселый случай. Заказ, звонит парень: «Подъедете, пожалуйста, прямо к подъезду. Я так стесняюсь». Из двери выходит высокий молодой человек: осенняя спортивная куртка, сумка и… семейные трусы.

– Что случилось? – спрашиваю я.

– Мы были с друзьями на корпоративе. Как обычно, мне не «хватило». Решил добавить. Затем провал. Что, где, с кем, не помню! Проснулся утром. Штанов нет, денег и телефона нет, – рассказал он.

Ехали, смеялись всю дорогу. Тем же вечером я написал песню «Корпоратив».

С сигаретой – прочь из машины!

Мои принципы работы просты. С пассажирами всегда езжу спокойно. Если просят побыстрее, то иду на встречу. В целом, культурный уровень очень разный. С пивом и сигаретами в салон не сажу. Я говорю – либо на улице допивайте и курите или ждите другую машину.

Если человек неадекватно себе ведет – я его высаживаю, либо ставлю на место. Это мои правила. А диктовать условия он может дома.

Игорь признается, что такси для него стало частью жизни
Игорь признается, что такси для него стало частью жизни. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Отдельная тема – чаевые. Если человек хочет их дать, то даст в любом случае. А если нет, хоть укатай! Я на этом не заморачиваюсь. Однако есть один водительский секрет: в общении с пассажиром можно его грамотно спровоцировать на дачу чаевых. Что я постоянно делаю! Как? Секрет, конечно!

Если честно, езжу по навигатору. Однако зрительно знаю каждый двор. Проще – набрал адрес, поехал и никаких проблем. Самые прибыльные заказы – близкие, по пути. На дальняк, в вечернее время, – не очень выгодно. Обратно едешь «пустой».

Кризисное такси

Профессия такси – вид работы, где еще осталась солидарность, своего рода, братство. Сломалась машина, голосуешь на дороге – никто не остановится. А мы, таксисты, стараемся всегда поддерживать друг друга, приедем помочь товарищу в любой момент ночи и дня.

Сейчас кризис сильно сказался на такси. Упали заказы, народ стал меньше ездить. Соответственно и денег водители меньше получают. Бензин дорожает. Времена тяжелые пошли, что тут еще сказать.

А кредо моей жизни такое – смотреть в глаза людям, не опуская своих. Чтобы совесть была чиста в работе и в личной жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах