Примерное время чтения: 6 минут
4736

«С мигрантами нужно смириться». Варшавер в цикле «Прогнозы про угрозы»

Сюжет Цикл лекций «Прогнозы про угрозы»
Эксперт Совета по внешней и оборонной политике Евгений Варшавер.
Эксперт Совета по внешней и оборонной политике Евгений Варшавер. / Алексей Богданов / АиФ

Слово «мигрант» у многих зачастую вызывает негативные эмоции. Однако оградить себя от приезжих не может ни одна страна. Поэтому так важно уметь наладить здоровые отношения с «гостями». Но иногда стереотипы о мигрантах бывают сильней здравого смысла. Эксперт Совета по внешней и оборонной политике Евгений Варшавер уверен, что ситуацию нужно менять.

Чужие

Чужих не любили всегда и везде. Так устроен человеческий мозг, мы выделяем что-то, что отличается, а дальше пытаемся навешать какие-то негативные стереотипы. Это свойственно отношениям между местными жителями и мигрантами.

Тем не менее проблемы есть. Например, разница культур. Здесь в первую очередь речь идёт не о том, что среднеазиатская культура отличается от российской, а о том, что в Россию едут преимущественно сельские мигранты. В своё время в Москву тоже приезжали сельские мигранты, которых называли «лимитой». И дальше были примерно одинаковые конфликты, которые возникают между горожанами и сельскими приезжими. Если в своё время лимита была русская, то сейчас сельское население, которое приезжает в столицу на заработки, преимущественно иноэтничное. Но человеческий мозг устроен таким образом, что он в первую очередь отмечает не сельскую культуру, а именно эту иноэтничность, которая и позволяет затем навешивать стереотипы. С другой стороны, где сейчас дети «лимитчиков»? Можем ли мы отличить их по поведению от детей москвичей и питерцев в третьем – четвёртом поколениях? Нет. Культура передалась через поколение. Если не произойдёт сегрегации, то есть значительный шанс, что дети мигрантов будут вести себя совершенно иначе, поскольку они вырастут в городе.

Ненужные клише

Нелегал — это клише, которым сейчас любят называть всех мигрантов, подозревая их непонятно в чём. Если говорить о нелегальной миграции в Соединённые Штаты — это одна история. Это преимущественно люди, которые нелегально пересекают границу. У нас большинство мигрантов, которые приезжают из других стран, пересекают границу легально. Но дальше им надо оформить огромное количество документов. Это и разрешение на работу, и регистрация. Для того чтобы работать на большинстве работ, им надо закончить школу русского языка и сдать экзамен, который свидетельствует о том, что они знают русский язык. Если человек работает дворником и не знает русского языка, ему нельзя там работать. Несмотря на то, что вина в найме человека, который, согласно законодательству Российской Федерации, не должен быть нанят, лежит на работодателе, его всё равно называют нелегальным мигрантом.

Фото: АиФ / Алексей Богданов

Гетто

Сегодня все очень боятся появлений гетто. Я считаю, что в Москве их не будет. У нас город устроен так, что мигранты довольно равномерно распределены по районам столицы. Кроме того, есть огромное количество русских мигрантов.

Сразу хочу отметить, что, когда мы говорим о Бирюлёво и о событиях, которые там произошли, это не проблема гетто. На мой взгляд, это проблема местного сообщества и невозможности самоорганизоваться для того, чтобы решать те проблемы, которые стоят перед людьми, проблема некоммуникации, потому что основная масса мигрантов, которые приезжают в Москву, хотят спокойно, без конфликтов заработать денег. В Бирюлёво люди не были знакомы и не видели друг друга. Если бы они были знакомы, они могли бы построить социальные институты, скажем, совет района, в котором заседают и уважаемые мигранты, и уважаемые местные. А дальше, например, идёт местная девочка, среднеазиатский мигрант ей цокает вслед, что так не любят наши люди. Она может пожаловаться на это некоему человеку, который представляет мигрантов. Не знаю, насколько это может сработать, но такую попытку на местном уровне предпринять стоило бы.

Идеологический вакуум

Многие считают, что мигранты — это мусульмане, а ислам — это терроризм и опасность для России. Прежде всего надо сказать, что сожительство ислама и православия, нахождение мусульман на территории российских государств начиная с Ивана Грозного — довольно традиционная вещь.

Почему мусульмане обращают наших мальчиков и девочек в ислам? На мой взгляд, это проблема не ислама. Это проблема идеологического и ценностного вакуума, который есть в современной России. Ислам — это то предложение, которое лежит на рынке идеологии и которое неизбежно будет кем-то взято в тот момент, когда непонятно, как жить, для чего, зачем вставать с кровати. Когда рядом есть люди, которые понимают, зачем это делать, понимают, что надо каждым своим действием, движением служить Аллаху, это большое искушение, это такая насыщенная картина мира, которая не может не привлекать людей.

Несчастливая Россия

У нас очень неплохое законодательство. Его исполнение от и до во многом решит те проблемы, которые стоят перед нами, в том числе связанные с миграцией. Да, безусловно, с ним есть проблемы. Например, наложение двух категорий: разрешения на работу, которые должны получать мигранты, и патента, который мигранты могут получить для того, чтобы работать на территории нашей страны, не получая разрешения на работу. Это, скажем так, «косяк» нашего законодательства, с которым надо что-то делать.

Мигранты есть и будут. Нужно смириться с их наличием. Просто с разными группами мигрантов надо строить отношения по-разному. Понятно, что всё несколько сложнее, но можно отделить от групп мигрантов тех, которые хотят или уже переехали на постоянное место жительства. Вот с ними точно придётся взаимодействовать, потому что значительная их часть уже имеет российское гражданство. С другой стороны, есть люди, которые приезжают на заработки, но живут здесь по своим законам. И по отношению к ним должна быть другая политика.

И последнее, о чём я бы хотел сказать. Для здоровых отношений с мигрантами должны быть здоровые отношения внутри общества. К сожалению, у нашего общества много проблем: непонимание, отсутствие коммуникации. Если говорить об индексах счастья, Россия находится далеко не на первом месте. А из научных исследований известно, что чем счастливее человек, тем лучше он относится к мигрантам. Возможно, проблема мигрантов — это проблема нашего с вами общества.

Оцените материал
Оставить комментарий (58)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах