Шумок московских улиц, похоже, услышали. Шум этот происходил оттого, что часть пешеходов перестала понимать, в каком городе они живут. Идёт москвич по Тверской или Кузнецкому Мосту и думает: до чего же красив наш столичный капитализм! Но послушает известия о новых инициативах депутатов или проделках губернаторов - и засомневается. В голову лезут вопросы. Есть ли у нас демократия? А если есть, то почему она никак не стыкуется с европейской? Не понимают «за демократию» (как сказали бы в Одессе) не только рядовые граждане. Не понимают политологи, аналитики, журналисты.
А что народ?
А между тем страна приближается к «большому электоральному циклу» 2016-2018 гг.
Предстоят выборы парламента, президента, переформатирование правительства и - неизбежно - приход во власть новых людей. Какую демократию будут предлагать эти новые люди? С маслом, с церковным благовестом или с красными знамёнами, с пушками и пустыми прилавками? Будут ли эти новые опять переписывать под себя историю? Или они начнут наконец извлекать из истории уроки?
Что касается народа, то вопросы о том, как именовать нашу нынешнюю демократию, его, похоже, мало волнуют. Среди народных приоритетов - цены на гречку, на лекарства, на ЖКХ, на бензин, на учёбу детей. Народу в общем-то и невдомёк, что совсем недавно он, оказывается, жил при «суверенной демократии». Правда, приезжавшие в Москву из глубинки гости, то ли по незнанию, то ли из известного русского ёрничества, нередко путали её с «сувенирной». И, приходя на Старый Арбат, покупали - кто матрёшек, расписанных под Сталина или Ельцина, кто солдатские ушанки с красной звездой, кто майки с серпом и молотом и надписью «всех порвём», полагая, что это и есть символы «суверенной демократии». А сегодня ту же демократию (и без всякого лукавства) называют «путинской». Путин сказал, Путин велел, Путин наказал... Так оно для народа проще.
И редко кто вспоминает о том (наверное, единственно верном) отношении к жизни, о котором так просто и ясно писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей - шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды…»
После Крыма
Ещё сложнее с оценкой демократии стало после того, как случился Крымнаш. А потом ещё Донецк с Луганском. Народные эмоции так сильно всколыхнули нашу жизнь, что все речи о европейских стандартах стали просто неуместными. Чувств оказалось так много, что чашу народной демократии стало переполнять. По стране прокатились митинги народного ликования, казаки (нарядившись полковниками) принялись демонстрировать новые бурки и грозить недругам нагайками; в Москве покатились авто с бодрящими надписями «За Новороссию», «На Берлин». «Ночные волки» собрались было провезти русские знамёна через Варшаву, Мюнхен и далее чуть ли не до Парижа - как казаки при Александре I. А Москва, отвечая на упрёки Запада, провела невиданный по масштабам военный парад.
Вызов России и наш ответ
Европа напряглась. Чего ждать? Чем ответить? Вернуться к переговорам с Путиным или кинуться под опеку Обамы и просить, как англичане, разместить у них американские ракеты с атомными бомбами? Сегодня трудно понять, кто там больше и чем напуган. Событиями ли на Украине? Всё возрастающей ценой поддержки Порошенко и Яценюка? Разрастающейся ссорой с Россией? Непредсказуемостью (так теперь говорят в Берлине) Путина? Но уже слышатся и другие тревоги: не получится ли так, что под шумок конфликта с Россией США будут усиливать своё политическое нависание над Евросоюзом? После последней встречи «Большой семёрки» многие в Европе остались недовольны демонстративной «спевкой» Обамы с Меркель. Посыпались вопросы: а не превратится ли со временем ЕС в альянс Германии и США, а G7 - в G2?
Пока с помощью информационного прессинга реальные и мнимые обиды и страхи европейцам удаётся сваливать на Россию и на Путина. Особенно усердствует Великобритания. На днях Королевский институт международных отношений выпустил в Лондоне доклад «Вызов России». Доклад очень опасен. И прежде всего потому, что в нём прямо говорится о «политической несовместимости нынешней России с Европой». К сожалению, этот же тезис на недавней встрече G7 озвучила и А. Меркель.
Каков будет ответ Москвы? Конечно, можно, как и после фултонской речи У. Черчилля в 1946 г., положившей начало «холодной войне», закрыть границы, запретить выезд россиян за рубеж, изгнать из страны всех сомневающихся в мудрости партии и правительства, запретить иностранную валюту, прекратить научные и культурные связи, вернуть цензуру и понятие «инакомыслие» и назначить новых «врагов народа». Сделать это реально. Трагический опыт 30-х гг. показывает: достаточно создать в стране атмосферу страха - и все запоют: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Желающих отгородиться от Европы у нас хоть отбавляй. И запевалы есть. И эти запевалы не менее опасны, чем лондонский доклад «Вызов России».
* * *
И в этом контексте подготовка доклада о «российской демократии» очень своевременна. Но важно, чтобы он не свёлся к презентации удобных для власти формулировок и рекомендациям по перекраске стен в кремлёвских интерьерах. Речь, разумеется, идёт не о том, чтобы принять на себя некий «комплекс вины». Но нужно осмыслить просчёты, уточнить, где реальные враги, а где мнимые друзья. Важно оценить и крепость собственных кулаков, чтобы не получилось, как в случае с Р. Кадыровым: хотел потренироваться в кулачном бою, а поломал себе рёбра.
Но наряду с объективной оценкой состояния нашей демократии было бы полезно умерить риторику шапкозакидательства и национальной гордыни. Негоже нам, россиянам ХХI века, уподобляться мещанину Карпушке Чигирину, шутившему по поводу наступающих на Москву французов, что «они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции