«Россия до сих пор представляет из себя клубок противоречий» - таково мнение участников дискуссии. Более того, неосмысленные уроки революции (а по сути дела, всего ХХ века) продолжают нависать над страной, воспроизводя старые заблуждения и провоцируя новые ошибки.
Многие проблемы порождены тем, что советская историография, превознося значение Великой Октябрьской революции, почти полностью вычёркивала из истории русскую буржуазную революцию. Сегодня, несмотря на переосмысление уроков Октября, сделанное после 1991 г., снова слышатся речи о том, что большевистский эксперимент «оказал огромное влияние на народы всей планеты». Однако отыскать в мире следы Великой Октябрьской революции весьма трудно. В Западной Европе, в Азии и Африке - повсюду, куда СССР экспортировал идеи и практику Ленина - Сталина, - от коммунизма остался один остывающий пепел. В Китае, где продолжают чтить Ленина и Мао, нынешнюю власть только по некоторым формальным признакам можно назвать коммунистической. Даже Куба, в течение 50 лет считавшаяся былинным образцом коммунизма, спешно обновляет витрину. Из образцового наследника Октября осталась разве что Северная Корея. Но если бы об этом сказать В. И. Ленину, то и он, наверное, покраснел бы в своём Мавзолее.
Где родился социализм?
А между тем нам до сих пор рассказывают сказки о том, что права трудящихся в Западной Европе начали утверждаться под влиянием большевистской революции. На самом деле ростки «городского (буржуазного) права» в виде прав женщин, детей, работников, инвалидов, сирот, престарелых стали зарождаться в Западной Европе ещё в ХI-ХII вв. под влиянием прежде всего христианской морали, Римско-католической церкви, а затем в более развёрнутом виде под влиянием идей Реформации. В этом легко убедиться, посетив любой из городских музеев в крупных городах Европы.
Конечно, нынешняя Европа в социальной сфере живёт не столько по традициям христианского милосердия, сколько по законам экономического развития. Именно европейская, а затем американская экономики стали предъявлять с конца ХIХ века новые требования к качеству человеческого капитала и, как следствие, к качеству его социального обрамления. Инновационная экономика ХХI века переносит требования к человеческому капиталу на новую историческую ступень. И те страны, те власти, которые отказываются понимать это или опаздывают с развитием человеческого капитала, обрекают свои народы на отставание. А при серьёзном отставании - на выпадение из потока современного развития.
Игры в любовь
В этом отношении возрастающее беспокойство вызывают особенности взаимоотношения власти и народа в России. Мы никак не преодолеем наследие царского, а затем «социалистического» патернализма и игры с народом во взаимную любовь. Старая формула российской власти - «хлеб и водка в обмен на лояльность» - действует у нас до сих пор. В романе Л. Толстого «Война и мир» есть сцена «единения» Александра I c народом на пике патриотического подъёма 1812 г., вызванного началом войны с Наполеоном. Выйдя на один из кремлёвских балконов и увидев внизу, на Ивановской площади, восторженную толпу «простого народа», государь стал кидать вниз бисквитные печеньки, которые ему услужливо подавал на блюдечке кто-то из свиты. А народ с криками восторга стал давиться под балконом, подбирая царскую милостыню. Сегодня эта сцена вызывает только стыд. Стыд и за власть, и за народ.
Но не напоминает ли нам эта сцена эпизоды из нынешней жизни? На Ивановской площади не самые благостные времена... На дворе кризис, грозящий растянуться на несколько лет. В отношениях с Европой глубочайшее взаимное недопонимание, напоминающее атмосферу 1939 г.
Что происходит? К чему готовиться? Мы уже воюем или это некая непонятная для населения игра? Но народ не спрашивает. Народ восхищается властью.
Известный историк, директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко в одной из своих недавних публикаций писал: беда советского строя заключалась в том, что придуманная жизнь и придуманные советские герои были в СССР важнее реальных. К сожалению, сегодня мы снова сталкиваемся с попытками создать идеальные, удобные для власти народ и историю. И с этой целью подкрашиваем и народ, и власть, и историю. Даже вполне лояльный власти глава Комитета гражданских инициатив А. Кудрин на днях посетовал: «Инстинкт самосохранения у власти, видимо, сработает, когда реально начнутся серьёзные проблемы». Пока же при весьма скромной экономической динамике (в некоторых сферах - отрицательной) страна демонстрирует опасное самомнение и бахвальство. На днях на заднем стекле изрядно проржавевших «Жигулей» прочитал:
Пока у русского солдата
Есть спички, пули, самогон,
Покажем … солдатам НАТО.
И пусть трепещет Пентагон.
За рулём сидел скромный московский паренёк. Такое теперь народное представление о движущих силах истории и расстановке классовых сил на мировой арене.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции