Об этом мы побеседовали с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии.
«AиФ»: - В последние полгода едва ли не каждую неделю скандал - то священник в нетрезвом виде попал в ДТП, то нахамил дамам… Что происходит?
А.Т.: - Конечно, можно констатировать, что мы являемся свидетелями информационной атаки на Русскую православную церковь. Но есть такой непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом. И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Апостол Павел говорил: «Не давайте повода ищущим повода».
Благочестия бы побольше
«AиФ»: - С чем ещё связана эта антицерковная атака?
А.Т.: - Церковь стала слишком заметна, слишком значима в обществе. За последние 20 лет к вере пришли миллионы людей, воссоздано из руин и построено 35 тысяч храмов и монастырей, созданы шедевры современной иконописи, действуют сотни и сотни православных детских домов и старческих приютов, центров борьбы с наркоманией, возрождена церковная благотворительность. Перечислять можно долго. Но на всякое действие неизбежно возникает противодействие. И притом что все эти позитивные процессы и факты большинству наших соотечественников почти неизвестны, есть немало людей, которые попросту весьма не любят Русскую православную церковь. Они открыто выступают со своей позицией в СМИ - в газетах, на радио, по ТВ. Такие люди будут всегда пытаться доказать свою неприязнь теми или иными реальными или надуманными недостатками церковной жизни. Это надо принимать как данность и слишком по этому поводу не удивляться.Но вот на что несомненно и действительно важно обратить самое пристальное внимание - это на внутреннюю, духовную и внешнюю жизнь наших священников. В миру употребляется слово «дисциплина», но в Церкви правильнее и органичнее старинное слово «благочестие». Думаю, эти проблемы и вопросы будут обсуждаться на грядущих епархиальных и архиерейских соборах.
Выходных у монаха нет
«AиФ»: - Раньше стать священником было сродни подвигу. Ты перечёркивал свои надежды на нормальную жизнь, портил судьбы близких… Теперь, говорят, в семинарию идут во многом ради тёплого и хлебного места…
А.Т.: - Это снова искажённые стереотипы. Служить Богу и Его Церкви сегодня приходят совершенно удивительные молодые люди. Они прекрасно понимают, что их ждёт жертвенный труд, а не кисельные берега. В миру мало кто догадывается, что такое священническое служение. С одной стороны, это ни с чем не сравнимое предстояние перед Господом, ежедневное открытие для себя всегда поразительного, исполненного любви и высших смыслов духовного мира. Но с другой - зачастую отторжение, непонимание знакомых, родных, да что говорить, очень многих людей. Личная, бытовая несвобода днём и ночью. В любой момент тебя могут позвать, и ты должен бросить всё и идти. После семинарии существует обязательное распределение, как это было в прежнее время во всех вузах. Из нашей Сретенской семинарии, например, значительная часть выпускников отправляется на Дальний Восток, на Сахалин, Камчатку, в самые сложные условия. Жизнь священника - это постоянный труд. В монастыре каждый монах плотно занят с понедельника по субботу - постоянные службы плюс послушания, а зачастую таких послушаний по два-три. В субботу вечером всенощная. В воскресенье одна или две литургии. Выходных не существует.
Ну и, наконец, молитва. Есть старинная русская поговорка: «Две самые тяжёлые на свете вещи - выхаживать старых родителей и Богу молиться». Как говорил один подвижник: «Богу молиться - это кровь проливать». Для сознания, далёкого от Церкви, всё это выдумки, бред. Спорить с этим бесполезно, да мы и не собираемся.
«AиФ»: - Священники - пример пристального интереса общества… Так всегда исторически было?
А.Т.: - Всегда. И к этому тоже надо относиться спокойно. В священнике зачастую хотят видеть некий идеал. И правильно делают. Но, когда в смоделированном идеале что-то в реальной жизни не соответствует, человек подвергается самой жёсткой, а порой и беспощадной критике. Общество подходит к нам с самыми строгими мерками. Впрочем, нахожу в этом только пользу.