Валерий Степанов, иерей храма Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе:
- Церковь осуждает такие научные методы, как клонирование или суррогатное материнство. А как быть с отбором «умных» эмбрионов?
Помните, как в повести «Собачье сердце» в одной из последних сцен профессор Преображенский говорит доктору Борменталю: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». По-моему, исчерпывающе сказано.
К чему приведёт искусственный отбор по какому бы то ни было признаку? К унификации человека: люди будут становиться всё более похожими друг на друга. А ведь то, что мы такие разные, - это прекрасно. Человек - настолько красивое создание, что один его недостаток сполна компенсируется каким-то достоинством. Так, недостаток интеллекта может восполняться необычайной сердечностью, жертвенностью, умением любить. Я постоянно наблюдаю это в людях. И каждый раз удивляюсь: как же разумно Господь нас создал!
Мир познаётся не только умом, важны и другие составляющие личности. Более того, часто бывает, что сильный интеллект только мешает внутреннему ощущению прекрасного, и оно в человеке развивается негармонично. И ещё: если бы все интеллектуалы обладали нравственным воззрением на мир, не были бы сделаны некоторые научные открытия, от чего человечество только бы выиграло. Самый простой пример - атомная бомба. Если бы учёные, которые занимались исследованиями ядерных реакций, стояли на христианских позициях, вряд ли бы они стали делать бомбу, от которой, в конце концов, погибли десятки тысяч людей.
Поэтому тысячу раз нужно подумать, прежде чем затевать эксперименты по искусственному выведению гениев. Впрочем, то же самое можно сказать и о другом модном сейчас научном направлении - радикальном продлении жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции