Эксперты уверены, что такое решение правительственной комиссии во главе с министром по чрезвычайным ситуациям Владимиром Пучковым не отразится на экологии озера.
Правительственная комиссия может разрешить понизить уровень воды в Байкале ниже лимита, установленного федеральными властями в 2001 году. Пойти на такой шаг пришлось по причине маловодья озера, которое, по оценкам экспертов, может оставить без воды и тепла более полумиллиона человек и крупнейшие промышленный предприятия в Иркутской области.
Этой зимой уровень воды в Байкале опустился на 40 см ниже прошлогоднего — в 2014 году приток воды в Байкал составил лишь 68% от нормы. Обмельчала и единственная вытекающая из Байкала река Ангара, из-за чего под угрозой оказалась работа водозаборов Ангарска, Черемхово, Усолье-Сибирского и других городов.
Чтобы не допустить этого, ещё в ноябре прошлого года губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко попросил правительство России увеличить объёмы сброса воды Байкала в Ангару. Уровень воды в озере определён постановлением Кабинета министров в диапазоне 456–457 метров (в тихоокеанской системе высот). Регулирует его Иркутская ГЭС, через которую проходит единственный сток Байкала в Ангару. При этом объём стока через плотину устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР), входящее в Минприроды. Агентство следит за соблюдением всех интересов водопользователей, однако отвечает также за то, чтобы уровень озера оставался в пределах установленного диапазона.
Казалось бы, в условиях, когда без воды и тепла в сибирские морозы могут остаться более полумиллиона человек, решение увеличить сброс воды оправданно. Однако тревогу по поводу маловодья забили и по другую сторону озера — в Бурятии. На пленарном совещании 12 января 2015 года президент республики Вячеслав Наговицын поручил министру природных ресурсов региона проверить сообщения СМИ об исчезновении воды в прибрежных колодцах, возгорании торфяников и исчезновении рыбы в Селенге. Глава Бурятии связал это именно с понижением уровня Байкала.
«Если Байкал опустится ниже критического уровня, то около 27 тысяч жителей, не подключённых к централизованному водоснабжению, могут лишиться воды», — заявил СМИ заместитель министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов. Однако подтверждения информации о сухих колодцах и горящих торфяниках не последовало.
Власти Бурятии направили письмо генпрокурору РФ Юрию Чайке о возможных «катастрофических последствиях для экосистемы озера» при дальнейшем понижении уровня воды в Байкале и попросили, наоборот, снизить объём пропуска воды через плотину Иркутской ГЭС. Власти Бурятии уверены, маловодье спровоцировали энергетики ОАО «Иркутскэнерго», которые «слили» воду Байкала в своих интересах.
Впрочем, учёные и экологи сильно сомневаются в обоснованности подобных обвинений со стороны бурятов.
«Этот год действительно был крайне маловодным. Причём не только в бассейне Байкала, но и по соседству — в верховьях Енисея. Но это маловодье — вполне в естественных пределах изменений погоды», — подтвердил директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
Директор Лимнологического института СО РАН, академик Михаил Грачёв, который уже 80 лет изучает Байкал, уверен, что никакого вреда нынешнее колебание уровня воды не принесёт — подобные «обмеления» озеро испытывало не раз.
«В этом году выпало довольно мало осадков. Именно поэтому притоки Байкала стали менее полноводными. За последние 60 лет подобные колебания уровня воды в озере наблюдались в 15-й раз. Так, в 1981 году уровень Байкала опускался на 70 см ниже отметки 456 метров», — сказал Грачёв.
Однако пока колебания уровня воды не дошли до критической отметки.
«Маловодные периоды на Байкале регулярно повторяются, и до действительно критической отметки его уровень в настоящее время ещё не упал», — считает заведующий лабораторией экологии и байкаловедения НИИ биологии Иркутского государственного университета и кафедры ЮНЕСКО профессор Вадим Тахтеев.
По прогнозам экспертов Лимнологического института, при нынешнем режиме работы ГЭС к маю этого года уровень воды в озере снизится лишь на 20 см, что никак не скажется на его экосистеме.
Абсурдными обвинения в свой адрес со стороны Бурятии посчитали и энергетики.
«Решение по объёмам пропуска воды Байкала через плотину Иркутской ГЭС принимает не «Иркутскэнерго», а Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР) исходя из комплексных интересов всех групп водопользователей: населения, ЖКХ, водного транспорта, рыбного и лесопромышленного комплекса и только в последнюю очередь — энергетиков. Так, в период нереста рыбы ФАВР устанавливает режим работы ГЭС, обеспечивающий благоприятный ход нереста. На период навигации задаёт навигационный режим для обеспечения судоходства, северного завоза. Агентство также обеспечивает необходимые уровни воды для работы водозаборов, управляет подготовкой водохранилищ к приёму паводков во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций. Выработка электроэнергии на ГЭС осуществляется исключительно в рамках выполнения каждого из установленных ФАВР режимов. Мы строго исполняли и продолжаем их исполнять», — заявили в пресс-службе «Иркутскэнерго», призвав власти Бурятии воздержаться от популистских заявлений.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что власти Бурятии выступают против понижения уровня озера вовсе не из-за возможной угрозы его экологии, истинная цель кроется в другом. С 2012 года республика уже получила на охрану озера свыше 1 млрд руб., как говорят, у проверяющих органов есть вопросы об эффективности расходования этих денег. В конце прошлого года федеральный центр решил выделить очередные полмиллиарда рублей на программу защиты Байкала для Иркутской области, Бурятии и Забайкалья. Вероятно, наиболее «пострадавший» регион сможет рассчитывать и на большую часть от этой суммы.
Метеорологи тем временем дают оптимистичные прогнозы.
«Если летом осадков было слишком мало, то сейчас слишком много. Практически во всём регионе снега с начала зимы выпало больше, чем положено по климату. На северном и юго-западном побережье озера норма превышена уже в два раза. Сейчас это никак не отражается на уровне воды в Байкале, но весной, когда весь снег растает, ситуация стабилизируется», — поясняет журналист и метеоролог Екатерина Григорова.
Экстренная ситуация на Байкале подтолкнула власти найти системное решение проблем подобного рода и пересмотреть диапазон отметок Байкала. По поручению министра по ЧС Владимира Пучкова, правительство совместно с властями субъектов федерации и компетентными экологами намерено подготовить специальное постановление, определяющее порядок действий в подобных экстремальных ситуациях маловодья или большой воды на Байкале.