Катастрофическое наводнение на Дальнем Востоке спало, местные жители подсчитывают полученный ущерб, а власти, как региональные, так и федеральные, думают, как предотвратить повторение событий.
Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев среди причин огромного понесённого ущерба назвал отсутствие в постсоветский период должного внимания к содержанию противопаводковых дамб, а также застройку территорий в зоне возможных подтоплений. «Чрезвычайно важно, чтобы в зоне возможных подтоплений не появлялось новых зданий и сооружений. Нельзя строить там, куда может прийти вода.
Это работа региональных и местных властей, и кстати, этого же требует Градостроительный кодекс Российской Федерации», — заявил министр.
Глава Минрегиона определённо прав. Так, после наводнения будет кардинально пересмотрен генеральный план застройки населённых пунктов Хабаровского края. «Исходя из сегодняшних уровней, мы будем пересматривать всю дальнейшую доктрину застройки и все генеральные планы поселений корректировать, чтобы в зоне возможного подтопления ничего не было или велась подсыпка до отметок незатопления», — подчеркнул начальник управления архитектуры и проектных работ краевого минстроя Александр Селеменев. В свою очередь депутаты Госдумы выступили с законопроектом об усиление ответственности за застройку территорий в зонах затопления (подтопления).
С одной стороны, инициативы правильные. Но с другой, встаёт вопрос о том, как это будет реализовано на практике, в конкретных регионах, которые регулярно страдают или могут пострадать от паводков. Люди издревле селились по берегам рек и крупных водоёмов, рассуждая просто: «Где вода, там жизнь».
Сегодня, несмотря на все запреты градостроительных регламентов, жить возле воды — модно и престижно. Возводя строения на берегу реки, люди практически не задумываются о возможном наводнении и его последствиях. В итоге по берегам рек и озёр вырастают целые коттеджные посёлки.
Озвучивать точные цифры незаконной застройки в зоне затопления наводнением по стране вряд ли возьмётся какое-нибудь официальное ведомство. Если мы скажем, что незаконная застройка в зоне периодического затопления наводнением существует в каждом регионе, мы, скорее всего, окажемся правы.
Точный масштаб незаконной застройки в конкретных регионах становится известен тогда, когда начинается подсчёт ущерба, а пострадавшие ждут его возмещения — естественно, за счёт государства. О том, что возможных последствий можно было бы и избежать, выбрав более безопасное место для строительства, пострадавшие предпочитают не думать. В таком случае их главный аргумент: «Мы здесь 20 лет жили, и ничего не было».
Однако, как отмечают учёные, это заблуждение. Территория может затапливаться с периодичностью раз в 100 лет, при этом большая вода может приходить и несколько лет подряд. По этой причине уже много лет существуют строительные нормы и правила, запрещающие капитальное строительство на землях, затопляемых 1 раз в 100 лет и чаще, без адекватных инженерных защит. Если бы эти требования выполнялись в том же Хабаровском крае, ущерб от наводнения этого года был бы намного меньшим.
Действующими законами предусмотрена административная ответственность хозяев «самостроя», а в отдельных случаях по решению суда может быть осуществлён снос незаконно построенных объектов за счёт собственника. Однако вряд ли такие радикальные меры решат проблемы с незаконной застройкой в зонах периодического затопления в масштабах всей страны. По мнению некоторых экспертов, выходом из сложившейся ситуации может стать обязательное страхование построек, возведённых ниже уровня затопления паводком с вероятностью один раз в 100 лет (как это сделано, например, в США). И в таком случае страховая компания будет решать, какой коэффициент применить. В то же время необходимо добиться, чтобы по каждому водоёму уровень возможного затопления был определён специалистами и нанесён на карты и официально опубликован, а в идеальном случае — размечен на местности. Только в этом случае люди будут осознавать, что живут (или собираются жить) в зоне реального риска, и действовать с учётом этого.
Со своей стороны, региональным властям, ответственным за планирование развития территорий, стоит более внимательно отнестись к ситуации и по возможности ужесточить ограничения строительства жилых домов и других сооружений в зонах, подверженных паводкам, и на примыкающих к ним территориях. Как отмечают в Минрегионразвития РФ, «необходимо установление специальных режимов осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также определения порядка компенсации возможного ущерба от вредного воздействия вод на периодически затопляемых территориях на основе их зонирования по степени риска затопления, подтопления и иного негативного воздействия вод». В этих целях ведомство направило губернаторам рекомендации об ограничительных мерах при планировании строительства в зонах возможного затопления и подтопления.
Остаётся надеяться, что печальные события последних лет, наконец, станут толчком к реальному решению этой застарелой проблемы.