Вместе с обществом пеших прогулок «МоскваХод» корреспондент «АиФ» отправился в район старой Таганки, где ещё со времён Бориса Годунова селились ямщики, а затем купцы-старообрядцы.
Театр-храм
В самом начале Таганской улицы, за высоким торговым центром, что на углу Товарищеского переулка, притулился бледно-голубой двухэтажный особнячок. Это дом Гребенщиковых, самая старинная гражданская постройка Рогожской слободы. Купец Афанасий Гребенщиков в XVIII в. владел керамической фабрикой и пытался наладить производство фарфора. Ездил в Гжель, экспериментировал с белыми глинами. Секрет изготовления фарфора в конце концов открыл сын купца Иван. Чтобы получить ссуду на производство, в Санкт-Петербург отправили на экспертизу чашку. До града Петрова она почему-то добиралась 1,5 года, да и в ссуде Гребенщиковым в итоге отказали. Лишь спустя годы выяснилось, что экспертизу проводил барон Черкасов, управляющий Императорского фарфорового завода. Говоря современным языком, инновация была задушена госмонополией.
Чуть дальше по Таганской на правой стороне среди деревьев виден небольшой храм Николы в Студенцах. Это единоверческая церковь - она принадлежит Московской Патриархии, но её посещают старообрядцы. По легенде, в языческие времена на этом месте было капище, и один из его камней оказался вмонтирован в фундамент - его видно, если обойти храм с восточной стороны.
Неподалёку расположен Таганский парк (одноимённая улица делит его на взрослую и детскую части). И в той, что предназначена для малышей, обосновался Московский детский сказочный театр. Гуляющим вокруг с колясками мамам и бабушкам невдомёк, что театр «прописался» в здании бывшей Покровской старообрядческой церкви. «В ХIХ в. тут жил купец Борисов. К началу ХХ в. он решил дом перестроить и сделать в нём большую моленную, - рассказывает москвовед Алексей ДЕДУШКИН. - А это запрещалось законом, даже уголовная ответственность была предусмотрена - старообрядцам нельзя было ни строить храмы, ни обустраивать моленные. Кто-то донёс, и Борисов несколько недель провёл в заключении. Дом постановили снести. Спасло его то, что как раз вышел указ Николая II об основах веротерпимости - все моленные были легализованы. До 1933 г. здесь была церковь: после революции старообрядцев не притесняли; наоборот, они считались чуть ли не революционерами от духовности, пострадавшими от проклятого царизма».
«Верёвка» из телег
В ХIХ в. уклад жизни в Рогожской слободе был сугубо патриархальным. Основным развлечением девушек было чтение церковных книг и рукоделие. Неудивительно, что местным жителям не нравилось название Чёртова переулка, и они засыпали управу прошениями о переименовании. Власти пошли им навстречу - и переулок назвали... Дурным. Ну а после 1917 г. он стал Товарищеским.
Если дойти до конца этого переулка, откроется прекрасный вид на храм Сергия Радонежского. В начале ХIХ в. его специально строили таким большим: собор служил форпостом православия в старообрядческой слободе, в нём даже были аудитория для дискуссий со староверами, библиотека старых церковных книг и подборка икон дониконовского письма. Таким образом Православная церковь надеялась вернуть раскольников в своё лоно. А в советские времена здание храма отдали под скульптурную мастерскую. Знаменитый памятник Гагарину на одноимённой площади, говорят, изготовили здесь.
Одна из главных улиц Рогожки - Школьная. Часть её является пешеходной зоной. Трудно поверить, но когда-то она была главной транспортной артерией слободы - обозы проходили по ней на Владимирский и Рязанский тракты, потому улица именовалась Тележной. Порой тут было не протолкнуться, телеги не могли разъехаться, и тогда возникали «верёвки» - так раньше называли пробки. К услугам тех, кто хотел переждать ночку, было множество постоялых дворов. В напоминание о них остались деревянные ворота, их можно лицезреть едва ли не на каждом фасаде.
Ещё в слободе производили «китайский чай»: собирали по трактирам спитую заварку, сушили на крышах домов, пакетировали и продавали. А на пересечении Школьной и Малой Андроньевской когда-то не просыхала огромная лужа. Местные пацаны сидели возле неё, дожидаясь свадебного кортежа. Затем указывали ямщику наихудший вариант проезда. Карета застревала, и мальчишки на руках выносили из неё жениха с невестой. Разумеется, не бесплатно. В Рогожке у каждого была своя статья доходов.