Как оценить программу поддержки фармпромышленности, не всегда знают даже эксперты. «Как, например, интерпретировать тот факт, что за первое полугодие 2016 года импорт в Россию субстанций вырос на 38%. Это импортозамещение? Или?» – предлагает поразмышлять директор Центра социальной экономики Руслан Древаль.
На первый взгляд ответ очевиден. Цифра свидетельствует не об импортозамещении, а, напротив, об увеличении зависимости от импорта. Однако такой вывод не совсем верен: больше импортного сырья требуется, потому что… выросли объёмы отечественного производства. А «импортность» субстанций – это реальность не только российская, но и зарубежная.
Перечень ЖНВЛП – ориентир или тормоз?
Ещё один «очевидный» параметр, которым измеряют успехи импортозамещения, – доля отечественных препаратов в Перечне ЖНВЛП. К началу нынешнего года она составила 70%, к началу следующего, 2017‑го должна преодолеть рубеж в три четверти, сообщал ещё летом на правительственной комиссии по импортозамещению министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Планы на 2018 год – уже девять десятых Перечня.
С этим критерием категорически не соглашаются опрошенные корреспондентом… врачи. Ведь содержимое списка, имеющего в большой степени экономическое значение, и содержание реальной клинической практики докторов различных специальностей – совсем не одно и то же. В том, что Перечень необходимо расширять и обновлять, медиков поддерживают и преподаватели мед- и фармвузов, и представители пациентских организаций.
Фармацевтические производители считают список «жизненно важных» не ориентиром импортозамещения, а его тормозом. И в минувшем, и в нынешнем году отечественные фармпредприятия вынуждены останавливать выпуск самых доступных, самых востребованных препаратов… включённых, разумеется, в Перечень.
Быть может, стоит мерить достижения российской фармпромышленности не процентами в лекарственном списке?
Импортозамещение или…
Объём производства лекарственных средств за минувший год в ценах производителя – 231,0 млрд руб. В сравнении с 2014 годом цифра выросла более чем на четверть. Если же сравнивать с 2009 годом, когда программа «Фарма‑2020» ещё только стартовала, то объём производства увеличился более чем вдвое. Семь лет назад он составлял только 96 млрд рублей. Правда, вопрос, как отличить локализованное производство от собственно отечественного, стал сложным даже для аналитиков рынка.
Растёт и производство медизделий – правда, более скромно. Всего на 9,08% по сравнению с 2014 годом. И 39,1 млрд рублей.
…стремление «оптимизировать»?
Если измерять в упаковках не объём производства, а собственно фармацевтический рынок, то 58% его приходится на долю отечественных препаратов. Это снова данные минувшего, 2015 года. Кто-то считает такое импортозамещение вынужденным: пациент экономит на своих лекарствах как может.
В ценовом выражении на долю российских препаратов в прошлом году приходилось 27,2%. По сравнению с 2014 годом на 2,8% подросла и эта цифра. О чём говорит рост – о том, что пациент стал чаще выбирать отечественное? Или просто-напросто о подорожании?
В сегменте госзакупок доля отечественных препаратов в упаковках оказалась ещё выше: 69%, но опять же в натуральном выражении. В рублях же – только четверть.
А теперь сопоставим долю в государственных закупках с долей в Перечне ЖНВЛП. Цифры будут различаться на один процент…
Часть экспертов не считают преимущественно отечественный характер госзакупок лекарств подлинным импортозамещением.
Под маской импортозамещения, на взгляд участников рынка, скрывается огромное желание сэкономить. И государство, и – вслед за ним – гражданин стремятся «оптимизировать» свои лекарственные бюджеты.
Вопреки кризису: фармпром растёт всё равно
Тем не менее промышленность развивается, заводы строятся. За последние пять лет фармотрасль привлекла более 120 млрд рублей частных инвестиций… при объёме средств федерального бюджета в размере 35 млрд руб. (по всей видимости, главной тенденцией развития медицины и фармацевтики в нашей стране стоит считать всё-таки оптимизацию). В прошлом году открыто шесть фармзаводов. А с 2013 года заработало 19 новых производственных площадок.
«Каждая вторая упаковка лекарственных средств в России – отечественного производства, – пояснил замминистра промышленности и торговли Сергей Цыб. – По итогам 2015 года доля отечественных лекарств из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов составила 72,4% со стадии производства готовой лекарственной формы и 81% наименований препаратов вместе со стадией упаковки (плановый индикатор – 67%). Таким образом, плановый показатель 2015 года перевыполнен».
Слова о перевыполнении планов действительно впечатляют. Особенно на фоне экономического кризиса. Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, фармпром в прошлом году показал едва ли не самый высокий рост в сфере промышленности.
Но есть ещё один показатель, способный перечеркнуть все успехи производства…
Обеспечить доступность
«Программа импортозамещения в российской фармацевтической отрасли действует, и очень убедительно. Её инструменты, например специнвестконтракт, эффективны. Ощутимы и результаты: развиваются новые производства, появляются новые рабочие места, налоги поступают в государственную казну, – уверен управляющий директор компании «НоваМедика» Александр Кузин. – Но мало добиться производства в России широкого спектра фармпрепаратов. Важно обеспечить доступность препаратов российским пациентам. Для этого в России необходимо развивать систему лекарственного обеспечения».
Мало произвести лекарство, надо ещё обеспечить его доступ к пациенту. «Большая разница» между мощностью завода и ресурсами различных бюджетов (в том числе кошелька больного гражданина) особенно важна, когда речь идёт об инновационных препаратах. Или о серьёзных заболеваниях. Чтобы провести человеку с хроническим гепатитом двенадцать недель трёхкомпонентной терапии с применением интерферона, потребуется от 445 до 630 тысяч рублей. Конечно, можно понадеяться на чудо и поверить, что каждый россиянин сможет спокойно расстаться с такой суммой в течение полутора месяцев, но…
С медицинскими изделиями ещё сложнее. Ориентация на государственный сектор здесь является решающей. Аппаратура и расходные материалы месяцами и даже годами лежат на складах, мечтая попасть, наконец, в больницы и поликлиники.
С этой точки зрения субсидирование клинических исследований – полезная, но всё же полумера. Мало создать препарат и проверить его, необходим ещё выход на лекарственный рынок. Вот и отказываются производители от государственных импортозамещающих мер поддержки. Зачем вкладываться в создание таблетки, которая потом никому не будет нужна?
Единственный выход
Успех импортозамещения во многом упирается в лекарственное возмещение, замечает Александр Кузин. Кстати, высокие темпы роста доли отечественных препаратов показывает программа «Семь нозологий». С 2011 года, когда она была российской лишь на четыре с половиной процента, национальных лекарств в программе стало больше почти в десять раз!
Определяющий фактор импортозамещения, видимо, всё-таки спрос. В аптеках и «Семи нозологиях» переход на наше, отечественное, идёт весьма успешно… Пациент, которому в 41 случае из ста не хватает денег на еду и одежду, если и может гарантировать спрос, то только на доступные по цене препараты. Стало быть, лекарственное обеспечение – единственный выход. А ещё способ устранить знаменитое аптечное противоречие: провизор – это специалист здравоохранения или продавец? Помощь или маркетинг? Часть лечения или такая же покупка, как торт или конфеты?
Мало импорт замещать, нужно экспорт развивать
«Если учитывать препараты, которые производятся на территории нашей страны не только по полному циклу, но и по нескольким последним стадиям производства, то программа импортозамещения в целом успешна. Большая часть фармацевтического рынка в упаковках уже выпускается в Российской Федерации. Другой вопрос: зачем это нужно? – размышляет эксперт рынка Герман Иноземцев. – Независимость от иностранных производителей на самом деле эфемерна. Большинство фармацевтических субстанций производится за рубежом, в Китае или Индии. А вот конвертировать производство препаратов в экспортный материал…»
Как ни странно, в прошлом году экспорт ощутимо вырос – однако не лекарств, а медицинских изделий (на 13,7% по сравнению с 2014 годом). Что касается фармпредприятий, то сегодня экспорт – скорее привилегия крупнейших из них. Лидирующим экспортёром по-прежнему остаётся «Нижфарм».
«Компании, которые рассматривают вложения в производство медикаментов на территории РФ, неизбежно задумываются и о возможностях для экспорта. Производить только для внутреннего рынка зачастую невыгодно, – заметил на форуме Адама Смита старший вице-президент STADA, генеральный директор АО «Нижфарм» Дмитрий Ефимов. – И, хотя поддержка экспорта давно находится среди приоритетов нашего правительства, действительно успешных программ не так много».
Как загрузить производственные мощности?
«Пора переходить от концепции «мы сами можем» к концепции «мы можем сами настолько хорошо, что это нужно кому-то ещё». Нужно, чтобы мы смогли экспортировать свою продукцию, а не импортозамещать чужую, – считает Герман Иноземцев. – У нас огромное количество заводов работает не на полную мощность. Построено много предприятий, но кто купит все те лекарства, которые они в состоянии производить? Начать стоит со стран СНГ и Юго-Восточной Азии, где и врачи, и производители с огромным уважением относятся к российским лекарствам. Эти рынки готовы к приходу нашей продукции – они ещё не забыли советские времена».
С такой точкой зрения согласен и Дмитрий Ефимов: по его мнению, в экспорте очень эффективна «стратегия нефтяного пятна» – освоения одних рынков и «плавного перетекания» на другие, соседние. Потенциал отечественных производителей не так уж и мал, однако необходим и ряд мер поддержки: например, гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС.
«Важно загрузить производственные мощности, которые сейчас недозагружены и простаивают», – акцентирует внимание Герман Иноземцев. В части строительства импортозамещение выполнено едва ли не на пять с плюсом. А вот стать востребованным фармацевтическому заводу поможет… не только экспорт, но и то самое лекарственное обеспечение, которое пытаются внедрить вот уже больше десятка лет. Тогда на смену искусственному импортозамещению в аптеках и Перечне ЖНВЛП придёт импортозамещение подлинное.
Размышляя об экспорте, стоит задуматься ещё об одной стратегии – импортоопережения. Если стремиться только к тому, чтобы догнать зарубежного производителя, импортозамещение так и останется импортоотставанием.