Примерное время чтения: 8 минут
1325

Дмитрий Ефимов: «Импортозамещение – вполне реальная перспектива»

Лекарственное обозрение № 9. Помогут ли фармации стандарты? 29/09/2015

Пришло время реальных преференций

Ольга Редичкина, «ЛекОбоз»: Как вы оцениваете ситуацию в фармацевтической отрасли в России? Растёт или падает объём производства и продаж? Есть ли у игроков рынка резервы?

Дмитрий Ефимов:  Объём продаж в национальной валюте немного, но рас­тёт, правда, судя по статистике, этот рост имеет скорее инфляционный характер. Игроки рынка пытаются скомпенсировать потери, связанные с девальвацией рубля, за счёт повышения цен. В натуральном выражении рынок уже давно не растёт, более того, за последние 1,5 года наметилась определённая тенденция к падению. Что касается резервов, они есть у каждого. Объём и характер этих резервов зависит от конкретной компании, ниши, в которой она работает.

— Ощущается ли воздействие экономического кризиса на отрасль, если да, то как? Есть ли рост? И если есть, то за счёт чего?

—  Кризис ощущается, как в любой другой отрасли. Фарма как никто другой зависима от импортных комплектующих и субстанций для производства лекарств.Издержки компаний растут, при этом почти половина лекарств на рынке входит в перечень ЖНВЛП, и цены на эти препараты в рублях зафиксированы государством достаточно давно. Прибыльность бизнеса сокращается, как следствие — производство ряда продуктов в низкой ценовой категории (до 50–100 рублей) становится экономически нецелесо­образным. В конечном итоге такая ситуация приводит к исчезновению части препаратов с рынка.

— Насколько реально импортозамещение, о котором так много сказано, в фармацевтической отрасли? В каких областях медицины импортозамещения в принципе быть не может и не должно? Действительно ли оно способствует росту фармпрома или повторяется история с сельским хозяйством?

—  На мой взгляд, нынешняя ситуация как раз способствует развитию сельского хозяйства. По крайней мере на полках магазинов я всё чаще стал встречать новые российские марки в сегментах, импорт в которых ограничен. Фармрынок в этом плане более инертен, и моментальное импортозамещение тут невозможно, на разработку любого локального аналога импортного лекарства уходит от 1,5 до 3 лет. Я говорю о дженериках. В принципе импортозамещение — вполне реальная перспектива, уже сейчас в отдельных секторах фармацевтики мы видим успехи: всё больше российских предприятий побеждают в государственных закупках, в том числе и по программе дорогостоящих препаратов (7 нозологий). Чтобы процесс шёл быстрее, важно не просто дать сигнал к импортозамещению, но создать условия для его развития внутри страны. Пока всё, что делается, похоже скорее на отеческую поддержку со стороны государства, чем на реальные преференции для локальных производителей.

Сохраняем возможности для роста

— Реальны ли планы покрыть импортозамещением 90% от списка ЖНВЛП к 2020 году?

—  Покрыть 90% списка ЖНВЛП до 2020 года — это, на мой взгляд, чрезмерно амбициозная задача. Её можно решить, применив административные меры, например запретить ввоз лекарств из-за рубежа. Но это слишком экстремальное решение для такой социально чувствительной отрасли, как фармацевтика. Есть ещё момент качества, не все российские предприятия на данный момент подтвердили соответствие международным стандартам качества (GMP).

— Не сомневаюсь, что рано или поздно российские предприятия освоят все области медицины, более того, сейчас многие крупные международные концерны уже локализовались в России.

— Сократится ли, на ваш взгляд, в краткосрочной или среднесрочной перспективе присутствие иностранных фармкомпаний на российском рынке?

—  Времена, когда из-за краткосрочных флуктуаций иностранные компании в панике бежали с рынка, давно прошли. Россия входит в десятку крупнейших рынков мира, сохраняя в долгосрочной перспективе неплохие возможности для роста. Это связано с тем, что до сих пор расходы на лекарства из расчёта на душу населения в нашей стране существенно отстают практически от всех развитых стран. При этом наше население болеет ничуть не меньше, чем соседи-европейцы.

— Наблюдается тенденция сокращения госпитальных закупок. Будут ли проблемы с препаратами, которые государство не закупает, а люди готовы брать за любые деньги?

—  При наличии спроса проблем с физической доступностью препаратов быть не должно. На сегодняшний день многие препараты продаются как в тендерных закупках, так и в рознице. В данной ситуации меняется канал финансирования — с государственного на коммерческий.

Когда оживёт фармотрасль?

— Стали ли люди экономить на лекарствах, упали ли закупки лекарств аптеками?

—  Большинство наших партнёров в аптечном сегменте отмечают существенный спад продаж в первом полугодии, который отчасти связан с высокой покупательской активностью в конце прошлого года. Россияне достаточно активно запасались не только предметами бытовой и мобильной техники, но и лекарствами. Особенно это, конечно, касается импортных лекарств. Снизились продажи препаратов не первого выбора — это витамины, некоторые виды биологически активных добавок, того, без чего человек может обходиться, не причиняя особого вреда здоровью.

В целом же серьёзного обвала рынка не наблюдается. Возможно, это связано с тем, что на продуктах, алкоголе и лекарствах люди экономят в последнюю очередь.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на аптечном рынке России? Будет ли бум развития дискаунтеров? Не станут ли уходить мелкие игроки с рынка после ужесточения контроля за деятельностью аптек?

—  Консолидация аптечной отрасли идёт уже не первый год: сети развиваются, отдельных аптек остаётся всё меньше. Это объясняется тем, что аптечный бизнес за последние несколько лет стал менее рентабельным, именно поэтому появляется смысл в укрупнении, наращивании количества торговых точек.

Дискаунтеры — не новое явление для нашего рынка, этот формат активно развивается уже лет пять. Нельзя сказать, что сейчас рынок перенасыщен дискаунт-аптеками, но и бесконечно это направление развиваться не будет. Низкие цены, как правило, предполагают более низкое качество обслуживания или усечённый ассортимент. Такой формат популярен во времена ограниченной покупательской способности. Как только ситуация стабилизируется, потребитель пойдёт искать лучший сервис.

— Каковы ваши прогнозы развития фармрынка на ближайшую и среднесрочную перспективу?

—  Ближайшие перспективы пока видятся очень туманными и в связи с этим несильно прогнозируемыми. Вероятнее всего, рынок ждёт некоторая стагнация, возможно, даже спад. Но, как только экономика начнёт восстанавливаться, оживёт и фарм­отрасль. В стране более 140 миллионов человек, мы как болели, так и продолжаем болеть. И тут вряд ли что-то изменится в среднесрочной перспективе.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах