Пешком на вызов?
Напомним: уже несколько лет в ряде регионов проходит эксперимент по аренде машин «скорой» с водителями у частных автопредприятий. Для главврачей в этом немало удобств: не надо заботиться о ремонте и обслуживании автопарка, искать водителей, покупать новые машины. Перевозчику платят за выезды не напрямую из бюджета, а из средств системы обязательного медстрахования. Но на деле не всё так просто.
Недавно в Перми сотни людей вышли на митинг за отставку главы местного Минздрава Ольги Ковтун. Работа министра (Ковтун начала с масштабных увольнений главврачей) и раньше вызывала вопросы у общественности. Но последней каплей стала ситуация вокруг «скорой». С конца февраля этого года госконтракт на перевозки получила московская компания (прежний подрядчик подал заявление в полицию, указывая на «коррупционные действия» чиновников). И в итоге сразу три городские станции скорой помощи не смогли отправить врачей на вызовы. Авто нового подрядчика не допустили до работы - у водителей не оказалось разрешений на управление машинами со спецсигналами. А в итоге пострадали больные люди, которые часами не могли дождаться «скорой помощи».
Недовольны работой частников и медики «скорой» в Башкирии. «У нас по аутсорсингу (передача части функций другой компании. - Ред.) приходят машины, не укомплектованные вообще ничем, по сути, грузовое такси. А как без оборудования спасать людей? - рассказала «АиФ» Марина Явгильдина, медсестра-анестезиолог реанимационной бригады «скорой» в Уфе. - У частников водители выезжают без формы, они могут забастовать, не выйти на работу. Врачи же «скорой» права на забастовку не имеют. Может случиться так, что частник, преследуя свои интересы, не выпустит машины на линии, сорвёт контракт и отделается за это просто штрафом. Но ведь ценой такого разгильдяйства могут быть жизни людей! Экстренные службы в такие условия ставить нельзя».
Читайте также: Смерть на оптимизации. Кто виноват в уничтожении российской медицины?
Битва за навар
Впрочем, в самой идее сотрудничества с частными компаниями есть здравое зерно. «При грамотно организованном партнёрстве главврачи могли бы сосредоточиться на лечебном процессе, зарплатах медперсонала, а местные бюджеты - даже сэкономить деньги, - считает Эдуард Гаврилов, руководитель фонда «Здоровье». - И такие примеры есть. Например, в том же Пермском крае за 5 лет сотрудничества с частной компанией удалось сэкономить на перевозках «скорой» 120 млн рублей. А вот в Ставрополье стоимость услуг частных перевозчиков оказалась слишком высока, что сделало партнёство невыгодным для региона. Случаются и другие проблемы: когда область меняет перевозчика, то предыдущий «дорабатывает» свой контракт спустя рукава. А если частник решит внезапно уйти с рынка (например, в случае банкротства), то регион и вовсе может какое-то время остаться без скорой помощи».
Чтобы новая система заработала в интересах людей, важно прописать в законе чёткую ответственность чиновников за срыв работы «скорой». Они должны гарантировать оказание своевременной экстренной помощи пациентам - своими должностями, зарплатами, репутацией, вплоть до уголовной ответственности. А не оправдывать свой непрофессионализм (а в худшем случае - коррупционные схемы) тем, что всех подвёл недобросовестный подрядчик. Пока этого не будет, частники будут грызться за госзаказы, чиновники - получать взятки за передачи выгодного контракта по блату своим, а пациенты - болеть и умирать, так и не дождавшись вовремя врачей.