Машины «Скорой помощи» с проблесковыми синими маячками и звуковыми сиренами знакомы всем без исключения. И хотя бы раз в жизни с такой службой сталкивался каждый человек. Сегодня врачам «Скорой» приходится непросто: они трудятся сутками, без дополнительных помощников и порой попадают под град критики. Как именно должна работать «Скорая помощь» и чем регламентируется ее деятельность, АиФ.ru рассказал главный внештатный специалист по скорой помощи Минздрава РФ Сергей Багненко.
Не обязаны ехать?
Деятельность бригад «Скорой помощи» до самых мельчайших деталей — вплоть до формы шапочек и халатов врачей — регламентируется Приказом № 388 Министерства здравоохранения РФ. В этом документе можно найти всю последовательность действий, которые должны выполняться работниками экстренной службы помощи, перечень необходимых препаратов в укладке врача, которую он берет с собой на вызов, и оснащение автомобиля.
Несмотря на жесткий регламент, проблемы все равно случаются. Среди основных претензий — «скорая» отказывается приезжать на вызов.
Не более 20 минут
По словам представителя Минздрава, в составе бригады всегда должны быть врач и фельдшер или медсестра. По нормативу срок прибытия Скорой помощи к пациенту должен составлять не более 20 минут от момента вызова. В отдаленных регионах эта цифра может быть несколько скорректирована, но ненамного. «В случае если бригада Скорой помощи едет дольше — час, два и более, следует обращаться и разбираться с местными органами здравоохранения и при необходимости и отсутствии ответа с их стороны далее идти в суд», — советует Сергей Багненко.
Зато количество времени, которое врачи могут провести у пациента на дому, не регламентируется — бригада будет столько, сколько нужно. Однако если врачи понимают, что своими силами и с помощью имеющихся лекарств и оборудования они не справляются, будет начата медицинская эвакуация больного. «Если на месте вызова ситуация серьезная, то они начинают медицинскую эвакуацию до больницы, продолжая оказывать помощь в дороге. Но при этом они не тратят время на то, чтобы пытаться что-то сделать дома. Человека доставляют в больницу, причем это не просто больница, а еще и то место, где есть соответствующие специалисты и соответствующие технологии», — замечает Багненко.
Если показаний к госпитализации нет, но требуется профильная помощь, общая бригада вызывает специализированную, в которой есть анестезиолог-реаниматолог и 2 медицинские сестры с соответствующим оборудованием.
Кстати, представитель федерального Минздрава опроверг информацию о сокращении мест в «скоропомощных» больницах. При необходимости любой пациент будет госпитализирован в клинику, соответствующую профилю заболевания, уверяет он.
При вызове на дом порой возникают и чисто бытовые вопросы — например, некоторые пациенты жалуются, что врачи отказываются надевать бахилы, прямо в обуви проходят в комнату.
Такие моменты не регламентированы, их надо решать путем переговоров, поясняет Багненко. «В любой социально значимой службе — это может касаться и социальных работников, и патронажных сестер, и участкового врача — определенную роль играет и человеческий фактор. А где есть люди и их взаимоотношения, там могут возникать какие-то противоречия и конфликты. Для «Скорой» все же это не правило, а редкое-редкое исключение. И решать это надо в рамках конкретной ситуации», — говорит Багненко.
Иногда конфликты возникают из-за того, что бригада отказывается идти к пациенту, который находится в труднодоступном месте, например, далеко в лесу. «В рамках своих физических возможностей врач должен добраться до пациента в любую точку», — уверен Багненко.
Коммерческий автопарк
Несколько лет назад начался эксперимент по использованию на «скорых» автомобилей частных коммерческих фирм. Тогда предлагалось вообще сократить муниципальные автопарки и брать авто в аренду. Предполагалось, что эта мера обеспечит еще большую мобильность «бригадам 03» и сэкономит до 10 % бюджета региональных органов здравоохранения.
Однако полного перехода на коммерческие рельсы ждать не стоит — система будет внедряться точечно и постепенно, комментируют в Минздраве.
«Мы должны понимать, что нам нужны не просто автомобили, а медицинские автомобили, т.е. со встроенным действующим оборудованием, которое обслуживается соответствующими организациями. Вот та организация, которая хочет предоставлять медицинские автомобили, должна иметь договоры с соответствующими фирмами медтехники, которые будут обслуживать вот это оборудование. А не просто — пустой автомобиль — все приносите из дома и выезжайте», — комментирует Багненко.
В автомобиле «Скорой помощи» обязательно должны быть встроенные носилки, дыхательные аппараты, дефибрилляторы, весь необходимый набор инструментов, оговоренный в Приказе №388. «И это не просто должно быть в наличии — важно, чтобы оборудование было работоспособным, имелись договоры на его обслуживание в течение года. Проверки и регламентные работы проводятся ежегодно», — поясняет Багненко.
Больше всего общественники переживали за то, что частники-водители «Скорых» могут срывать установленные нормативы и, в принципе, всю работу экстренной службы реагирования: выйдут на забастовки, будут выбирать, куда ехать, а куда нет.
«Привлечение таких фирм должно сопровождаться тем, что в договоре должно быть прописано, что водители не должны выходить на забастовки, а если возникает чрезвычайная ситуация, то они могут быть привлечены во внеурочное время для ликвидации ЧП. И в случае нарушения этих требований понятно, что эти фирмы должны сниматься с дальнейшего предоставления услуг. А если их невыход на линию вызовет какие-то серьезные последствия — дело может дойти и до уголовного преследования», — уверен Сергей Багненко.
Конечно, проблемы возникают, но пока программа находится на стадии эксперимента и каких-то критических последствий это за собой не несет. А в дальнейшем следует просто очень тщательно подходить к выбору таких компаний-посредников, чтобы привлечение частных капиталов в сферу здравоохранения не обернулось коллапсом, уверен эксперт.
Аптечка «Скорой»
Порой в адрес «Скорой» звучат упреки, что у врачей не хватает лекарств. С каждым таким случаем необходимо разбираться отдельно, считает Багненко. Согласно приказу №388, состав медицинского чемоданчика не такой уж маленький — в укладку входит немало препаратов, которые должны помочь снять критическое состояние у пациента. Вот ряд из них:
Лекарственные препараты |
Формы выпуска |
Вещества, оказывающие стимуляцию нервной системы: допамин, фенилэфрин, эпинифрин и т.д. |
Раствор для инъекций |
Адсорбенты: активированный уголь |
Таблетки, капсулы |
Препараты для сердечно-сосудистой системы: нитроглицерин, верапамил, прокаинамид, амиодарон, лидокаин, метопролол |
Таблетки, растворы для внутривенного введения |
Антигистаминные препараты: глюконат кальция, хлоропирамин, дифенгидрамин |
Раствор для инъекций |
Антисептики и антимикробные препараты: повидон-йод, перекись водорода, перманганат калия |
Растворы для наружного применения |
Бронхолитики: сальбутамол, будесонид, аминофиллин |
Порошки для ингаляций, растворы для инъекций |
Витамины: аскорбиновая кислота, пиридоксин, тиамин |
Раствор для инъекций |
Средства от давления: клонидин, нифедипин, каптоприл |
Раствор для внутривенного введения, таблетки |
Гормональные средства: инсулин аспарт, гдрокортизон, дексаметазон, окситоцин, преднизалон |
Раствор для инъекций |
Заменители плазмы и других компонентов крови |
|
Растворы, восстанавливающие водно-электролитный баланс |
|
Диуретики |
Раствор для инъекций |
Анальгетики: парацетомол, кеторолак, кетопрофен |
Раствор для инъекций, суспензия |