Обратившись к специалистам Межрегионального общественного движения «Движение против рака» и некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь», которые уже много лет оказывают пациентам консультационную поддержку, мы решили составить памятку, которая поможет онкологическим больным найти достойный выход из самых сложных и, казалось бы, безысходных ситуаций.
Ситуация первая. Сомнения в диагнозе
Подобные сомнения посещают многих пациентов, у которых впервые выявляется онкологическое заболевание. Опытные специалисты к подобным ситуациям относятся с пониманием. Ведь речь идет о серьезной болезни, которая требует такого же серьезного, подчас агрессивного лечения.
Что делать. В таких случаях пациент имеет право получить второе экспертное мнение по поводу поставленного ему диагноза. При этом, согласно части 5 статьи 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее «Основы». – Ред.), пациент или его законный представитель может получить медицинские документы, отражающие состояние его здоровья (выписку из медицинской карты, данные обследования и т. д.), на основании письменного заявления на имя руководителя медицинской организации, в которой он находится на лечении.
То же касается и гистологического материала, а также снимков КТ, которые лечебное учреждение обязано выдать на руки пациенту по запросу медицинской организации, в которую гражданин обратился для пересмотра результатов обследования или для продолжения диагностики и лечения. Кроме того, пациенты могут снять копию или записать диагностическую информацию на электронный носитель, если в учреждении есть такая возможность.
Ситуация вторая. Поиск лечебного учреждения и врача
Формально закон такое право гражданам предоставляет. Но пациентам с онкологией подобный выбор сделать сложнее. Ведь в этом случае речь идет о специализированной медицинской помощи, которая согласно части 3‑й и 4‑й статьи 21 «Основ» осуществляется лишь по направлению лечащего врача.
Что делать. Если в реализации территориальной программы государственных гарантий участвует несколько онкодиспансеров, то лечащий врач должен проинформировать пациента об этом и узнать, где бы он хотел пройти курс лечения, и дать туда направление.
Ситуация третья. Проблема с квотами на высокотехнологичную медицинскую помощь
Такие проблемы возникают сплошь и рядом. Особенно под конец года, когда выделенные региону квоты могут закончиться.
Что делать. При отсутствии квот на ВМП можно обратиться по телефону непосредственно в Департамент высокотехнологичной медицинской помощи Минздрава РФ, уточнив возможность выделения дополнительной квоты и порядок ее получения.
Пациент вправе обратиться за талоном в Минздрав РФ и в том случае, если местный Минздрав не обеспечил ему направление пациента в медицинские организации для оказания ВМП в установленном законом порядке. Решение о предоставлении квоты выносится в течение 10 рабочих дней.
Ситуация четвертая. Большая очередь на лечение
Это обстоятельство становится серьезной проблемой, когда пациенту нужна экстренная медицинская помощь из-за обострения онкологического заболевания, представляющего угрозу жизни.
Что делать. При превышении сроков ожидания на госпитализацию, которые указаны в территориальной Программе государственных гарантий оказания медицинской помощи, по вине ЛПУ необходимо обратиться с жалобой к главврачу, в страховую компанию, так как несоблюдение положений программы госгарантий свидетельствует о некачественном оказании медицинской помощи пациенту.
Ситуация пятая. Перебои с лекарственным обеспечением
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», пациенты, страдающие онкологическими заболеваниями, должны быть обеспечены всеми лекарственными препаратами, которые были выписаны врачами, бесплатно. Однако на практике у регионов не всегда хватает на это средств.
Что делать. Чтобы не потерять драгоценное время на ожидание того момента, когда регион сможет предоставить лекарства бесплатно, придется приобретать препараты за свой счет. Но в этом случае можно попытаться компенсировать затраты на медикаменты, обратившись в региональный департамент здравоохранения, в региональное управление Росздравнадзора и/или в Фонд соцстрахования. А в случае отказа – в суд. Правда, при этом нужно иметь на руках соответствующие документы (рецепт или его копию с пометкой, что он числится в аптечном листе ожидания).
P. S. Если вы столкнулись с некачественным оказанием медицинской помощи и отказами в лекарственном обеспечении, можете обратиться на телефон бесплатной горячей линии и получить необходимую консультацию: 8–800–200–2-200.