При рассматривании близко расположенных объектов мы не замечаем эти микроскопические частицы. Однако когда световые лучи проходят через такой воздух большое расстояние, то они частично поглощаются пылинками или каплями. Это существенно влияет на изображение – отдалённые объекты теряют контрастность, а их окраска приобретает голубоватый оттенок.
На такую особенность влияния воздуха на распространение света наш мозг реагирует подсознательно – голубоватый нечёткий объект всегда воспринимается как удалённый. Одним Хороший способ передать ощущение пространства, показать объём изображения на плоской фотографии – использовать принцип тональной перспективы. из первых сформулировал способ изображения с учётом тональной перспективы Леонардо да Винчи.
С тех пор художники стали активно использовать этот принцип при написании пейзажей. Обратите внимание на картину И. И. Шишкина «Буковый лес в Швейцарии». В левой части полотна видна гора, покрытая лесом. Художник изобразил её в голубых тонах. В результате у нас возникает однозначное ощущение: деревья расположены поблизости, а горы – где- то очень далеко. Результат достигнут – плоское изображение мы воспринимаем как имеющее глубину и объём.
Эффект тональной перспективы использован и при фотографировании колокольчика скученного. Деревья, которые растут на склоне холма, имеют нормальную зелёную окраску, те, что за ними, – характерную для удалённых объектов голубоватую.
Естественно, чем больше в воздухе находится всевозможных примесей, тем сильнее он влияет на проходящий сквозь него свет. Поэтому тональная перспектива особенно заметна, например, в туманную погоду, во время ветра, поднимающего пыль, при задымлении.