Примерное время чтения: 5 минут

Безжизненная пустыня или новый рай. Возможна ли жизнь на планете Проксима b

Предполагаемый ландшафт Проксимы b в представлении художника.
Предполагаемый ландшафт Проксимы b в представлении художника. / M. Kornmesser / eso.org

Это не новость

Первые данные о возможном существовании Проксимы b были получены ещё в 2013 году, после чего встала задача их достоверно подтвердить или опровергнуть. Изучением этого вопроса занялась группа астрономов под руководством Гиллема Англада-Эскуде. И в результате их исследований стало ясно, что планета действительно есть, о чём было объявлено в августе текущего года.

Новость вызвала огромный интерес, поскольку Проксима b сравнима по размеру с Землёй, да ещё и вращается вокруг самой близкой к нам звезды после Солнца — Проксимы Центавра. Расстояние до неё чуть больше 4 световых лет, что по космическим меркам очень мало. И вот теперь Гиллем Англада-Эскуде своим заявлением ещё больше подогрел интерес к этому открытию. Но из чего исходит учёный, говоря о возможном наличии облаков, океанов и даже растений на далекой планете?

«Существование экзопланет, как называют все планеты за пределами Солнечной системы, уже давно не новость, — объясняет Александр Иванов, который много лет работает в астрофизической обсерватории Кубанского государственного университета. — Сегодня известно уже 4,5 тысячи таких объектов. Из-за огромных расстояний увидеть их в телескоп обычным способом невозможно. Для совершения таких открытий используется особая методика. Но она позволяет узнать лишь некоторые характеристики планеты. Это касается и Проксимы b».

Краснодарский астроном Александр Иванов.
Краснодарский астроном Александр Иванов. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Холодновато для зелени

Учёные смогли вычислить массу открытой ими планеты, её расстояние до своего светила и период обращения вокруг него, рассчитать примерную температуру на поверхности. Но получить сведения о том, есть ли на ней атмосфера, которая необходима для любой жизни, и тем более растительность — невозможно.

«До первой половины XX века большую часть информации о планетах Солнечной системы люди получали визуальными и фотографическими методами, — продолжает Александр Иванов. — Но они давали лишь приблизительное представление о том, как выглядят далекие Уран и Нептун. А получить хотя бы примитивное изображение Плутона, который находится намного дальше, мы смогли только с выводом на орбиту космического телескопа Хаббл. И лишь в 2015 году, когда к этой карликовой планете подлетел аппарат „Новые горизонты“, мы узнали её реальный вид. А ведь от Плутона до Земли свет идёт „всего“ около пяти часов. Что тогда говорить о расстояниях, при которых он добирается до нас за годы?! Диски экзопланет нельзя рассмотреть в обычном понимании этого слова, и тем более в деталях».

То есть предположения Гиллема Англада-Эскуде однозначно не могут быть основаны на научных данных. Но возможно ли существование растительной или другой формы жизни на Проксиме b в принципе? По мнению Александра Иванова, такая вероятность очень невелика. Климат на этой экзопланете нельзя назвать благоприятным. По расчётам ученых, температура на её поверхности составляет примерно минус 40 градусов по Цельсию и лишь в районе экватора она теоретически может подниматься выше нуля. Исходя из этого, краснодарский астроном считает, что, вероятнее всего, этот «близнец» Земли в общих чертах напоминает Марс. То есть, на его поверхности вряд ли что-то есть помимо грунта и камней.

Детально рассмотреть Проксиму b с помощью телескопа невозможно.
Детально рассмотреть Проксиму b с помощью телескопа невозможно. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Лишь бы привлечь внимание

Узнать всё о Проксиме b наверняка можно только одним способом. Для этого нужно отправить туда исследовательский зонд. Чисто теоретически это возможно, и у ведущих космических держав есть для этого наработки. В нашей стране когда-то был разработан опытный образец ионного двигателя, который мог бы стать основой для создания более серьёзного прототипа. Хотя только его недостаточно. Для организации аппарата, способного достичь Проксимы b, нужно будет решить ещё целый ряд сложных технических задач. Это потребует огромных усилий и просто «космических» средств. Но даже если всё получится, зонд с ионным двигателем сможет достичь указанной экзопланеты не раньше, чем через 50-60 лет.

«Вопрос о существовании жизни на других планетах давно занимает умы учёных, — говорит Александр Иванов. — Если она будет найдена в любой, пусть и самой примитивной форме, это станет величайшим открытием. Фурор в науке произведет обнаружение даже следов внеземной жизни, которая существовала когда-то в прошлом. Но пока такие поиски не увенчались успехом. Даже в Солнечной системе наши возможности в этом ещё очень ограничены, а что тогда говорить об экзопланетах?».

Так откуда же могли возникнуть высказанные Гиллемом Англада-Эскуде предположения относительно Проксимы b? Для краснодарского астронома ответ на этот вопрос очевиден. Он считает, что с помощью таких эмоциональных заявлений учёные пытаются привлечь внимание к своим открытиям. Это помогает им получать ассигнования на проведение дальнейших исследований и создание новых приборов. И цели взволновать общественность Англада-Эскуде точно достиг.