Каждому третьему ученику повезло
«В первую очередь я бы хотел отметить не столько количество московских школ-победителей - хотя это очень серьёзное достижение, - но и такой важный показатель, как процент ребят, которые заканчивают школы, вошедшие в топ-500, - рассказал «АиФ» Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования. - Каждый третий ученик в столице посещает одну из лучших школ России! Напомню, что ещё три года назад Москва проигрывала Тамбовской области по этому показателю, а сейчас мы - безусловные лидеры».
В нынешнем году подход к исследованию работы системы образования был изменён: для большей объективности решили учитывать не выпускной ЕГЭ, а ОГЭ, который сдают девятиклассники. И результаты впечатляют: помимо того что картина получилась более полной, ещё и значительно увеличился охват учащихся - с 700 тыс. до 1 млн ребят.
«Мы можем с уверенностью сказать, что добротное школьное образование на территории России становится более доступным для наших учащихся», - заявила Ольга Голодец, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, на недавней конференции, посвящённой подведению итогов рейтинга.
В список 500 лучших школ страны вошли 139 московских. Ещё более важно, что в них обучается 33% всех столичных школьников.
Качество образования в российских учебных заведениях составители рейтинга оценивали по нескольким параметрам, в том числе по наличию профильных классов. И столичные школы лидируют в абсолютном большинстве профильных рейтингов (см. «Кстати»). Таким образом, на столичное образование сегодня могут равняться учебные заведения всех регионов страны.
■ Победителем профильных рейтингов в подавляющем большинстве также стала Москва. Поскольку учебные заведения ведут обучение в основном по нескольким профилям, то одна и та же школа может входить сразу в несколько списков:
■ 58 учебных заведений - среди школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся;
■ 17 - по физико-математическому профилю;
■ 35 - по биолого-географическому профилю;
■ 27 - по химико-биологическому профилю;
■ 14 - по математическому профилю;
■ 38 - по социально-гуманитарному профилю;
■ 43 - по социально-экономическому профилю;
■ 25 - по физико-химическому профилю;
■ 50 - по филологическому профилю.
■ Обошли столицу только топ-200 сельских школ, где победителем стал Краснодарский край. А также топ-100 по индустриально-технологическому профилю и топ-100 по оборонно-спортивному профилю: в обоих списках по количеству школ лидирует Татарстан, а Москва занимает почётное 2-е место.
«Успех столичного образования главным образом связан с тем, что московские школы получили мощные финансовые ресурсы, - уверен И. Ященко. - Несколько лет назад финансирование и материально-техническое обеспечение всех московских школ - абсолютно всех, в том числе самых обычных, массовых! - были доведены до уровня обеспечения ведущих лицеев и гимназий. И результат не заставил себя ждать. Обратите внимание, что на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 583 победителя и призёра - московские ребята. Это вдвое больше, чем несколько лет назад».
В рейтинге «500 лучших школ» в этом году принял участие 81 регион страны (вместо 76 в прошлом году), в него вошли также Крым и Севастополь.
Открытость - залог успеха
Первое место в рейтинге в нынешнем году занял Санкт-Петербургский президентский физико-математический лицей № 239 (он является одной из старейших школ России, открыт в 1918 г., на первую строчку он поднялся с прошлогоднего 3-го места). Вторую строчку занял Мордовский республиканский лицей для одарённых детей, третью - московская школа № 57.
«В этом рейтинге воплотились ключевые задачи, которые ставит государство перед всем российским образованием, - продолжает И. Ященко. - Прежде всего это качественное массовое образование. Во-вторых, необходимость раскрыть и в дальнейшем развивать таланты школьников. И эта задача решается: мы видим, как в рейтинге появляются не только старейшие и знаменитые школы Москвы и С.-Петербурга, но и школы из регионов, о которых раньше никто и не слышал. А это значит, что и в регионах немало своих талантов. И третья задача - ориентация школ на открытость, на отсутствие конкурсного приёма - для работы с заведомыми отличниками. В нашем рейтинге специально не учитываются так называемые среднестатистические показатели, которые иногда у нас так любят. Ведь чего проще сделать так, чтобы физику для сдачи экзамена выбрали два-три отличника - и 90 баллов в кармане! Именно поэтому рейтинг продуман таким образом, что нельзя увеличить количество баллов за счёт подобных манипуляций. Наоборот, пробуй, старайся, не бойся неудач. И успех придёт!»
Учебные заведения Москвы, вошедшие в ТОП-25 лучших школ России |
---|
Центральный округ |
Хамовники |
№ 57. «Пятьдесят седьмая школа» — одна из ведущих математических школ России. 3-е место Лицей № 1535. В старшей школе осуществляется обучение по 7 профилям — историко-филологическому, социально-гуманитарному, экономико-математическому, медико-биологическому, психологическому, физико-математическому. 6-е место |
Тверской |
№ 179 — подразделение Московского института открытого образования. Обучение по трём профилям — математическому, биологическому и инженерно-технологическому. 9-е место |
Басманный |
Лицей «Высшей школы экономики». Каждый учащийся имеет возможность составить индивидуальный учебный план. 24-е место |
Западный округ |
Фили-Давыдково |
Школа-интернат «Интеллектуал». У школы нет единого профиля, для каждого — собственный учебный план. 4-е место Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) — школа-интернат им. А. Н. Колмогорова МГУ им. М. В. Ломоносова. Углублённое изучение естественных наук. 5-е место |
Тропарёво-Никулино |
№ 1329. Учащимся предоставлена возможность выбора профиля обучения и темпа усвоения материала. 8-е место № 1543. Специализированные классы математического, гуманитарного, биологического и физико-химического профилей. 10-е место |
Юго-западный округ |
Гагаринский |
Лицей «Вторая школа». Физико-математическое направление. 7-е место № 192. После 6-го класса производится конкурсный набор в лицейские классы естественно-научного цикла. 21-е место |
Ломоносовский |
Гимназия № 1514. Углублённое изучение точных и гуманитарных дисциплин. 15-е место |
Юго-Восточный округ |
Кузьминки |
«Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке». С 10-го класса — естественно-научный, технологический, социально-экономический, гуманитарный или универсальный профили. 13-е место |