Обсуждению этой темы на прошлой неделе была посвящена пресс-конференция в Национальной службе новостей. А поводом послужило заявление столичного Департамента образования о повышении средних учительских зарплат до 105 тыс. руб. в месяц.
Блеск в глазах
«В Москве всё очень хорошо, если сравнивать со всей остальной Россией», – отметил заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. Для контраста он привёл пример из своей недавней командировки в регион, где в школьном спортзале дети закидывали спущенный баскетбольный мяч в покорёженную корзину, а сам зал выглядел словно после бомбардировки. «Москва же сегодня – экспериментальная площадка, где правительство города делает очень много, чтобы школа оставалась современной и использовала лучшие практики. Также в городе большое внимание уделяют финансированию», – считает депутат.
Объясняется ли это особым столичным статусом? «Да, в Москве другой бюджет. Но бюджет – не ключевая штука, – уверен директор школы № 548 «Царицыно» народный учитель России Ефим Рачевский. – Важно целеполагание. В Москве это работа на результат. И результат – это не рейтинговые показатели. Результатом являются три позиции: дети в эту школу хотят ходить, родители хотят их туда записать, а учителя не хотят из неё сбежать».
В школе «Царицыно» средняя заработная плата приближается к 100 тыс. руб. Директор категоричен: «Учителя не получают зарплату, а зарабатывают. Получают нищие на паперти».
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий вынес на обсуждение тему излишней нагрузки, добровольно возлагаемой на себя педагогами ради больших денег.
Москвичей и приезжих учителей, которые желают работать в столице, защищает трудовое законодательство. В остальном они сами могут нормировать свою деятельность. «Заработная плата – это конструктор, и от учителя зависит, что он в этом конструкторе выбирает, – пояснила председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова. – Уроки в классе – лишь часть ежедневной педагогической деятельности. Учитель не может проявить себя в полную силу, узнать детей, если не берёт классное руководство, не ходит с детьми в поход, не занимается внеурочной деятельностью».
По словам учителя информатики школы № 1560 «Лидер» Полины Мельниковой, наряду с финансовым поощрением есть нематериальная вещь, мотивирующая педагога, – это блеск в глазах учеников.
Впервые за долгие годы...
Престиж учительской профессии вырос настолько, что конкурс в Московский городской педагогический университет сравнялся с конкурсами в знаменитые вузы страны. Ведь труд педагога оценивают по достоинству.
«Какой бы гениальной ни была учительница, она не должна во время урока математики думать о том, есть ли у неё в холодильнике курица или нет», – считает Рачевский.
В этом году 1989 московских учителей приняли участие в опросе, результаты которого прокомментировала представитель профсоюза М. Иванова: «В ответах на вопрос о престижности профессии я впервые за долгие годы увидела достаточно высокие показатели. 53,5% ответили, что считают свою работу престижной. Естественно, престиж всегда связан с социальным статусом – и с заработной платой, и с тем отношением, которое формируется в городе. 85% опрошенных оценили свой социальный статус как высокий или средний. Мы слышим выражение «педагоги на галерах». Но на галерах ты раб, и у раба точно не может быть хорошего настроения и активного рабочего состояния. А 95% учителей удовлетворены работой в школе».