Примерное время чтения: 14 минут
2904

Не погасить огонёк любопытства у школьника. «Ноу-хау» от ведущих педагогов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Какое будущее у российской медицины? 05/10/2016
Как понять, насколько ты хороший и современный учитель? Посмотреть уроки коллег!
Как понять, насколько ты хороший и современный учитель? Посмотреть уроки коллег! / Мария Клементьева / АиФ

Уроки мастеров

На закрытом заседании клуба директоров руководители москов­ских школ обсудили проблемы и перспективы современного столичного образования. «Важно, что такая встреча прошла как раз в начале нового учебного года. Это такой заряд бодрости, чтобы мотивировать всех нас к успехам и новым достижениям», - поделилась ­Валентина ­Моисеева, директор московской школы № 199

Главным событием съезда стали авторские мастер-классы, которые провели лауреаты, победители и финалисты конкурсов «Учитель года» разных лет. Редкий случай, когда в роли учеников выступали сами учителя. И поучиться было чему. Учитель русского языка и литературы школы № 1205 Андрей Романов предложил, как исключить несправедливость при вызове к доске. Для этого можно использовать игральные кости. И тогда, если уж получил двойку или, наоборот, не смог похвастаться выученной темой и унести домой пятёрку, то пенять придётся не на вредного учителя, а как минимум на судьбу-злодейку  или на собственную лень. Даже подготовку к сочинению можно превратить в игру, показав детям сначала короткий ролик или мультфильм, а потом обсудить поставленные в произведении вопросы. 

Учитель математики лицея «Вторая школа» Сергей Бушин поделился способом, как натренировать память (ведь в математике часто приходится держать в уме условия задачи). Нужно умно­жать двузначные числа в уме, например по дороге в школу. А вот учитель английского языка Юлия Мукосеева, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы «Карьера», предложила новый вид диктанта - «бегающий». В прямом смысле. Одной группе детей (или ребёнку) нужно за 10 секунд запомнить текст, потом добежать до партнёра и передать ему текст максимально точно, и так дальше. И полезно, и весело. 

Физика начинается с удивления

Один из самых увлекательных уроков провёл Юрий Бобринёв, учитель физики гимназии № 1514, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2009». На примере простых опытов (кидание мяча, например) он показал, что физику мы все в силу генетических особенно­стей памяти, жизненного опыта и т. д. знаем лучше, чем иной нобелевский лауреат. А наше тело ежеминутно решает множество физических задач одновременно. Но как наши наблюдения и опыт перевести в математические формулы? В примере с тем же мячом предсказать теоретически, с помощью расчётов, место его падения? Это и есть предмет физики. Освоить его бывает тяжело не только подавляющему большинству детей. Школьную физику не знают и сами учителя, которые преподают другие предметы. «АиФ» побеседовал с известным московским педагогом о проблемах обучения и оценки.

Формулы и смысл

Юлия Реппо, «АиФ»:  Юрий Владимирович, почему физика считается в школе тяжёлым предметом? 

Юрий Бобринёв: Очень часто физику в школе преподают формально. Ребёнок приходит впервые на урок, ещё ничего о предмете не знает, а ему сразу: выучи определение, задача решается по формуле такой-то, получил двойку, потому что неаккуратно написал... И всё, он её уже не захочет учить. А если ребёнок физикой не увлёкся, он быстро начинает терять смысл задачи, которую решает. Такие ученики (часто это усидчивые, ответственные девочки) прекрасно оперируют формулами и даже получают свою пятёрку, но они не понимают, о чём идёт речь, и не умеют решать задачи физическими методами. Им это неинтересно. 

Настоящая физика начинается с некоторого удивления. Сначала надо поразиться чему-то, захотеть понять, как это работает или устроено, и тогда возникнет желание искать ответы на возникшие вопросы. Ведь учёба - это и есть вопрос - ответ. Вот эту искру удивления может заронить в ребёнке учитель. Правда, не стоит стремиться удивлять на каждом уроке, иначе до задач дело не дойдёт. И дети физику всё равно знать не будут.  

Учить всему

- Для дальнейшей профессии далеко не всем детям нужна физика. Может, и не мучить всех, преподавать только в физико-математических школах и классах?

- Я не согласен. Можно, конечно, много чего не преподавать в школе. Но тогда мы получим общество некультурных людей. И беда даже не в том, что человек не умеет решать физическую задачу, а в том, что его общий уровень культуры низок. У меня двое маленьких детей. Когда выхожу с ними на детскую площадку, часто наблюдаю ситуацию: играют детишки, а рядом их родители пьют пиво и курят. Можно на них поругаться. Но, по большому счёту, это даже не их вина. Они представители своего культурного пласта. Чтобы люди так себя не вели, надо каждому научиться думать о каких-то более высоких вещах, например, о том, как устроена Вселенная. У тех, кто и так об этом размышляет, совсем другая аура. Поэтому учить надо и физике, и биологии, и всему остальному.  

- Согласитесь: учитель в гонке за освоение школьной программы всеми учениками не всегда может разглядеть талантливого ребёнка.

- Главное для учителя - уметь разглядеть увлечённого ребёнка и не погасить в нём этот огонёк. А что в жизни? Педагог должен каждый день шесть уроков подряд заставлять большинство ребят делать то, чего они, по большому счёту, не хотели изначально, отвечать на вопросы, которые ему никто не задавал. Известныйроссийский психолог А. Г. Асмолов как-то сказал об этом так. Подойдите на улице к любому прохожему и начните ему объяснять то, о чём он вас не спрашивал. В лучшем случае человек подальше от вас ото­двинется. А ведь учитель делает именно это. Мало детей пришло ко мне на урок, которые спросили что-то про физику. Они пришли потому, что урок стоит в расписании. Учитель из года в год, изо дня в день поддерживает такую тоталитарную систему. В результате через некоторое время он становится человеком, который понимает и знает лучше всех, как надо и что надо. Это, на мой взгляд, самая большая трагедия учителя. Как только человек понял, что он лучше всех всё знает, надо уходить с учительской стези.  

Как воспитать хулигана?

Один из известных директоров московских школ как-то рассказал историю. В 1 «В» классе по­явился настолько неугомонный ребёнок, что ни дня не проходило, чтобы он чего-нибудь не сотворил. На сорванца завели целое «дело». И в конце этого пухлого тома записка несчастной классной руководительницы: «Коллеги, прошу поместить меня в психбольницу на осенние каникулы. Рискую сойти с ума...» А «злостный» хулиган - маленький такой, худенький мальчишка. 

Как принимать безопасные педагогические решения в отношении учеников, рассказала на своём мастер-классе Анастасия Кузнецова, педагог-психолог, победитель конкурса «Педа­гог-психолог Москвы-2015». И поделилась своим опытом с читателями «АиФ». 

Школьные трудности

Юлия Реппо, «АиФ»: Анастасия Андреевна, если в классе появляется такой непоседливый ребёнок, то первое желание учителя - перевести его в другой класс, а ещё лучше в другую школу.

Анастасия Кузнецова: Если в школе появляется сложный малыш, первое, что нужно сделать, - это понять его потребности. То, что мы видим на поверхности: не соблюдает дисциплину, не умеет себя сдерживать, встал посреди урока, вышел, - следствие какой-то скрытой причины. Ведь такое поведение для 7-летнего ребёнка несвойственно в нормальной ситуации. Одному учителю, у которого (кроме непоседы) ещё 25 человек в классе, с этой проблемой бывает сложно справиться. В нашей школе, например, существует школьный консилиум, когда многие специалисты (другие учителя, медики, психологи, логопед) могут подключиться к решению вопроса. У ребёнка могут быть, например, проблемы с восприятием графических символов, о чём сложно догадаться, - здесь понадобится помощь логопеда-дефектолога. Иногда малышу требуется сопровождение психолога в первые недели. И обязательно необходима консультативная работа с родителями.

- С чем чаще связаны трудности привыкания ребёнка к школе?

- Очень часто с бытовой неподготовленностью. Если до школы ребёнок не привык во­время вставать, сам себе завязывать шнурки, убирать за собой одежду, не знает, как спросить о чём-то, и т. д., то он сталкивается с гораздо большим количеством проблем, чем взрослые могут себе представить. Родителям надо об этом помнить и учить ребёнка самостоятельности. Сейчас во многих семьях принято окружать ребёнка чрезмерной заботой. Такая гиперопека бывает ребёнку во вред. 

Взрослые вопросы

- Что делать, если родителям кажется, что учитель поступил неправильно?

- Для ученика младшей школы фигура учителя имеет колоссальную значимость просто в силу его психологических особенностей. До этого у него такой значимой фигурой была только мама. Учитель - проводник ребёнка в школьное сообщество, где он должен обрести новую социальную роль «Я - ученик». Поэтому, если родители с чем-то не согласны, нельзя обсуждать это в присутствии ребёнка. Да, бывают ситуации, когда учитель мог бы поступить иначе. Но для ребёнка это не должно быть очевидным. Иначе ему будет намного труднее адаптироваться к школе. 

- Как сохранить интерес к учёбе?

- Это проблема мотивации, которая как бы ходит по кругу. Ребёнок теряет желание учиться в 5-м классе, потом в 7-м. Я бы рекомендовала обращаться к классикам психологии и педагогики, использовать технологии обучения с учётом возрастных потребностей. Например, подросткам важно общаться, показывать себя. Можно чуть перестроить урок, дав им возможность объединиться в группы, распределить роли, подискутировать и решить задачу. Таким образом, мы подкладываем соломку под возможный подростковый протест.

- Какие дисциплинарные воздействия допустимы в общеобразовательной организации?

- Ни физического, ни психического насилия в школе быть не должно. Учителю важно чувствовать тонкую грань, где желание слегка пожурить и постыдить превращается в унижение и оскорбление ребёнка. Прежде чем что-то сделать, нужно заглянуть на шаг вперёд и попытаться понять, что мы получим. Что хочет ученик, нарушая дисциплину на уроке? Он хочет внимания и не хочет работать. Если учитель выгоняет его за дверь, то ребёнок получает и то, и другое. А кроме того, он получает опыт, на основании которого потом формируются его поведение и личность. 

Петь и рисовать

Как помочь ребёнку войти в учебный процесс, рассуждает Светлана Ушакова, учитель начальных классов.

Юлия Реппо, «АиФ»: Светлана Николаевна, 1 сентября дети идут в школу радостные, а потом начинаются проблемы: кто-то ленится, у кого-то не получается, кому-то скучно. Как справиться с разочарованиями?

Светлана Ушакова: Приходя в школу 1 сентября, дети видят праздник. И многие уверены, что их и дальше будут развлекать. А школа - это на самом деле труд. Конечно, не стоит ребёнка запугивать и сразу настраивать на преодоление: «Не будешь трудиться - у тебя будут двойки, ты станешь дворником» и т. д. Но и не надо настраивать на то, что всё будет всегда интересно и учительница волшебная. Многие родители уверены, что к 1-му классу надо научить ребёнка читать и писать и тогда в учёбе он достигнет неведомых вершин. Увы, и читающий, и пишущий ребёнок может иметь нарушения речевого развития, проблемы с концентрацией внимания и памятью. У меня был ребёнок, который в 1-м классе зачитывался «Джейн Эйр» (читать его научила бабушка-логопед), но при этом ни математика, ни русский язык ему не давались вообще. Немало усилий приходится потратить и на то, чтобы научить детей слушать. 

- Нужно ли с ребёнком делать уроки?

- Когда только начинают задавать домашние задания, родителям надо проявить терпение и внимание, чтобы научить ребёнка самоорганизации и планированию. Не стоит сразу после школы усаживать за уроки - пусть отдохнёт час или два. Не нужно и всё время стоять над душой, при малейшей возможности выхватывая ручку и показывая, «как надо». А когда ребёнок сам научится заниматься, родителям остаётся только контролировать. Но если по­просил помощи - не отказывать. В начальной школе ребёнок при подготовке уроков должен тратить на один предмет 15-20 минут - потом перерыв на отдых и смена деятельности.

Умение читать до школы - не гарантия успеха в учёбе.
Умение читать до школы - не гарантия успеха в учёбе. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

- В Японии в начальной школе наряду с письмом, чтением и математикой много музыки и рисования. Это полезно?

- Детям безумно нравятся такие предметы. Это для них возможность расслабиться, выплеснуть эмоции. К сожалению, некоторые учителя считают эти предметы неважными и вместо них нередко делают лишний урок математики или чтения. Это неправильно. И петь надо обязательно: когда ребёнок берёт несколько нот голосом, расслабляются мышцы, которые у него сводит от страха в первое время обучения в школе. 

Советы родителям

Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки?

Памятку с такими советами Департамент здравоохранения Москвы подготовил для родителей. Вот некоторые из них. 

● Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш голос, а не крик, что вы уже опаздываете.

● Не торопитесь. Умение рассчитать время - ваша задача. Если плохо удаётся, вины ребёнка нет.

● Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

● Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

● Если видите, что ребёнок огорчён, - не допытывайтесь; он успокоится и тогда расскажет всё сам.

● Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребёнку взбучку. Постарайтесь помочь.

● В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...»

● Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах