Но ещё это энтузиазм, терпение и искренняя влюблённость в свою профессию, которые демонстрируют учителя. И те, которые отработали не один десяток лет, и молодые педагоги, пришедшие в профессию на новой волне интереса к образованию. О чём они думают в День учителя, чем гордятся и чего ждут от наступившего учебного года?
Русский плюс английский
Евгения Мухина, учитель английского языка Международной гимназии в Новых Вешках:
- Наше образовательное пространство перестало быть замкнутой системой. И этот процесс не может не требовать от нас, учителей, нового взгляда и на предмет, который ты преподаёшь, и на место педагога в школе.
Безусловно, личный контакт ученика с учителем не- способны заменить никакие информационные технологии. Но последние обязательно должны обогащать нашу педагогическую практику. Прежде всего потому, что они востребованы учениками. Ресурс, который дают технологии для изучения иностранного языка, и в первую очередь английского, действительно огромен.
Сегодня любой подросток в один клик может переместиться на поистине бескрайнее международное информационное и образовательное поле. И наша задача - научить его правильно ориентироваться на этих просторах (я говорю про скайп-конференции, интерактивные международные программы зарубежных университетов, видео- и аудиоресурсы).
На мой взгляд, очень важно сделать так, чтобы Россия стала одним из мировых лидеров в овладении английским языком. Добиться этого, конечно, нелегко. Требуются не просто новые технологии, а новые подходы. Преподавать иностранный язык по старинке, злоупотребляя мёртвыми грамматическими схемами в ущерб коммуникативным навыкам, сегодня уже нельзя. Надо действовать в языковом пространстве, общаться на иностранном языке. Я думаю, что акцент в изучении иностранных языков нужно сместить в сторону метапредметных компетенций. Речь идёт в первую очередь о связи с такими предметами школьного курса, как математика и русский язык.
«Я - за использование гаджетов!»
Елена Оверина, учитель географии лицея № 2010:
- Сегодня главное - научить ребят анализировать информацию, видеть связи, которые соединяют все науки воедино и пронизывают нашу жизнь. Например, мы с коллегой Дарьей Якушкиной готовим интегрированный урок по математике и географии, на котором дети поймут, как абстрактные математические знания об окружности и градусах помогают проложить маршрут. Кстати, на своих уроках я никогда не говорю ученикам отложить телефоны или планшеты. Наоборот, прошу использовать их по делу: иногда мы обсуждаем на уроке статью на экономическую тему, только что появившуюся в Сети. И ребята чувствуют, что они в теме, что занимаются не чисто наукой, а тем, что происходит в реальной жизни.
Увлекательная учёба - не миф, а реальность
Артём Барат, учитель физики, школа № 192:
- Прежде всего мне хотелось бы адресовать свои поздравления новым коллегам. Я в школе № 192 первый год, но уже успел понять, что стиль работы, сложившийся здесь, мне по-настоящему близок. Скоро я с учениками и другими учителями собираюсь в научно-образовательную экспедицию в Звенигород, где мы посетим биологическую станцию и астрономическую лабораторию.
Такие экспедиции, как и исследования, которые ребята проводят в «полевых условиях», давняя традиция школы. И я счастлив к ней приобщиться. Лучший способ пробудить в ребёнке любопытство - это дать ему возможность сделать что-то самому. И я надеюсь, что ребят заинтересуют те исследования, которые мы собираемся им предложить во время нашего путешествия: измерение скорости течения реки, астрономические наблюдения, исследования энергии Солнца, ветра и воды.
На уроках для таких наблюдений зачастую не хватает времени. Нужно осваивать обязательную программу, необходимо готовиться к контрольным. А детям при этом не очень-то и понятно: зачем вообще к ним готовиться, зачем всё это учить? Как им на этот вопрос ответить?
Мне кажется, что благодаря реформе образования для решения этой задачи найден очень верный и интересный способ: нужно связать воедино уроки в первой половине дня и кружки дополнительного образования во второй. Именно на кружках дети могут познакомиться с предметом неформально, на собственном опыте убедиться в важности его изучения.
Я, например, веду кружок в гимназии № 1520 и в этом году опробую две новые программы. Они включают такие разделы, как «Занимательная физика и астрономия» и «Электроника для начинающих». Мы уже ставили опыты по равновесию твёрдого тела и экспериментировали с атмосферным давлением. Когда начнёт темнеть пораньше - займёмся астрономическими наблюдениями в условиях города. В будущем постараемся изучать на кружке основы электроники.
Кстати, на пробуждение интереса к естественным наукам отлично работают рассказы о ярких судьбах учёных. А это уже не только физика, химия и биология, это уже и история, а часто ещё и патриотическое воспитание.
Залог успеха - мотивация
Сергей Бушин, учитель математики лицея «Вторая школа»:
- Я поздравляю всех коллег из лицея с Днём учителя и 60-летним юбилеем, который «Вторая школа» отмечает в этом году. На мой взгляд, главное наше богатство - это умение сохранять традиции и оставаться на пике новых тенденций в образовании. Кстати, мы все с нетерпением ждём того дня, когда на юбилейный праздник соберутся выпускники. Чтобы рассказать о своих успехах, о том, что из полученного в школе оказалось для них наиболее полезным.
Мне посчастливилось преподавать предмет, который у нас особенно любим, - математику. Она учит людей думать, мыслить критически, строить суждения, проводить логические связи. Увлечь ею детей не так просто. Самый верный способ добиться этого - найти мотив. Тот самый, который наиболее важен именно для данного ученика. Абстрактной, схоластической наукой математика только кажется. На самом деле она связана со множеством явлений в нашей повседневной жизни и способна их объяснять. Почему невозможно разделить на ноль? Почему скобки раскрываются так, а не иначе? Ребёнок имеет право не просто знать, а ПОНИМАТЬ. Он ничего не обязан принимать на веру, это мы должны на понятном ему языке доказать, что правы. Только тогда предмет будет ему интересен, только тогда математика станет универсальным, метапредметным языком.
Кстати, ученики нашей школы показывают хорошие успехи в самых разных областях. Одним из достижений прошлого учебного года стала, например, серебряная медаль, завоёванная на Международной олимпиаде по географии. Мы даже шутим иногда, что у нас математическая школа с географически-физкультурно-литературным уклоном.
Но если говорить серьёзно, то богатство выбора, которое даёт современная московская школа своим ученикам, - главное достижение. Возможность сосредоточиться на том, что тебе наиболее интересно, - это очень сильная мотивация. Наши дети должны иметь возможность выбрать свой творческий и образовательный путь как можно раньше. И помочь им в этом должны в первую очередь педагоги. В канун Дня учителя я хотел бы пожелать всем школам как можно больше хороших учителей. Таких, которые готовы не только ответить на вопросы учеников, но иногда и честно сказать: «Я не знаю ответа», а потом вместе с ребятами попытаться его найти.
С прицелом на будущее
Сергей Кубышев, учитель химии лицея № 1580:
- Ребята учатся совершенно в других условиях, нежели раньше. Прогресс столичных образовательных учреждений в плане материально-технического оснащения и использования новых технологий налицо. Но ещё важнее то, что и учителя, и ученики сами решают, как им использовать имеющиеся возможности. Всё больше детей уже на школьной скамье понимают: сегодняшние знания - основа их успеха в будущем. Они хотят получать не абстрактную информацию, а умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем стать успешными студентами, а после и грамотными специалистами.
Например, наш лицей работает в тесном сотрудничестве с МГТУ им. Н. Э. Баумана. И на своих уроках я стараюсь сделать акцент именно на тех темах и моментах, которые связаны с актуальными вопросами современной науки и техники. Так хочется, чтобы мои ученики не просто любили и знали химию, а отчётливо осознавали: без этой науки в России инновационную экономику не построить.
Бесполезного на уроках нет
Пётр Леляев, учитель информатики, школа № 627:
- Думаю, что нынешнюю школу можно поздравить с тем, что знания, которые она даёт, по-настоящему востребованы обществом. Когда я сам только-только поступил в вуз, нам первым делом сказали: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Сегодня первокурсникам этого уже не говорят. Ведь мы работаем в «связке» с вузами, бизнесом, производством, учим детей действительно полезным вещам.
Одна из них - умение работать «проектно»: ставить задачу, искать алгоритм её решения и пути воплощения найденных решений в жизнь. Кстати, дети, увлечённые информатикой, ещё в школе могут выбрать то направление, в котором они хотели бы специализироваться. Это может быть программирование, компьютерная графика, робототехника, веб-дизайн. На наши занятия приходят специалисты, использующие компьютерные технологии в самых разных сферах, и дети внимательно наблюдают за тем, как это работает в реальной жизни.
В день профессионального праздника я хочу пожелать своим коллегам вдохновения, потому что профессия педагога одна из самых творческих. И ещё - взаимопонимания с учениками. Иногда учителю не менее важно быть понятым, чем ученику. Тогда желание работать по-настоящему творчески никогда в них не угаснет.